Вертикальное комбинирование – это объединение двух компаний, что позволяет им разделять затраты и риски. Существует несколько факторов, которые стимулируют компании к вертикальному комбинированию, например, высокие расходы на производимую продукцию и оказываемые населению услуги либо стремление к дифференциации на рынке. Если стороны достигают соглашения и вступают в отношения такого типа, это помогает им организовать быстрое распределение продукции, а, следовательно, позволяет получать больше прибыли.
В каких областях вертикальное комбинирование выгодно?
Есть несколько областей деятельности, в которых вертикальное комбинирование приносит взаимную выгоду обеим сторонам. Одна из областей – обеспечение сырьем для производства товаров и услуг. Две компании могут приложить совместные усилия, направленные на поиск и приобретение материалов – благодаря этому затраты на исследование рынка окажутся сведены к минимуму. Как результат, падает себестоимость произведенной продукции, что приводит к повышению прибыли производителя либо к снижению розничной цены.
Другая область, в которой вертикальное комбинирование оказывается взаимовыгодным – это процесс дистрибьюции конечной продукции. Две компании могут работать вместе, стремясь обеспечить торговые точки товарами, произведенными обоими субъектами. Есть два преимущества такой совместной работы: во-первых, стороны экономят деньги на транспортировке, во-вторых, комбинированная компания может получить доступ к тем рынкам, которые были недоступны участникам по одиночке.
Недостатки вертикального комбинирования
Недостатками вертикального комбинирования для самих участников можно назвать:
- Высокие затраты на координацию.
- Повышение издержек на привлечение новых покупателей и поставщиков.
- Падение мотивации к хорошей работе в начале цепочки.
- Организационная структура становится менее гибкой и с трудом реагирует на рыночные изменения.
Минус для потребителя заключается в том, что происходит монополизация рынка.