Меморандум о продаже – проспект, содержащий структурированные сведения, необходимые для публичной продажи ценных бумаг или целостного имущественного комплекса предприятия. Предназначен для внешнего использования. Может быть адресован определенному субъекту хозяйствования (потенциальному покупателю, инвестору, кредитору) или неопределенному кругу лиц.
Правовая природа меморандума о продаже
Нормативно-правовые акты отечественного гражданского законодательства не используют категорию «меморандум». Официальная сфера его применения ограничена международными публичными отношениями. В дипломатической практике меморандум рассматривается как юридически значимое заявление о намерениях.
Идея использования меморандумов в хозяйственном обороте заимствована из западных правовых систем. Вместе с тем, она не противоречит российскому законодательству.
Ст. 421 Гражданского кодекса гарантирует частным лицам и субъектам хозяйствования свободу договора. В силу ст. 434.1 ГК они вольны в проведении преддоговорных переговоров и самостоятельно несут связанные с этим издержки. Ни один из участников гражданско-правовых отношений не вправе претендовать на компенсацию от добросовестно действовавшего контрагента в связи с тем, что итоговое соглашение не было достигнуто, а договор не был подписан.
В большинстве случаев меморандум о продаже содержит оговорку о том, что он не является офертой. Если меморандум содержит все значимые условия будущей сделки и явно выраженную волю автора к заключению контракта, он признается офертой в порядке ст. 435 ГК. По правилам ст. 465, 236 ГК оферта является безотзывной и связывает оферента обязательством заключить сделку на предложенных условиях с лицом, которому она адресована. Если меморандум был обнародован публично и не адресован конкретному субъекту, он признается публичной офертой и может быть акцептирован любым желающим.
Законодательство не содержит требований к меморандуму о продаже ценных бумаг. При его составлении следует ориентироваться на 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Содержание меморандума о продаже
Структура документа зависит от его назначения. Существует два распространенных типа меморандумов:
- инвестиционные, которые призваны представить потенциальным инвесторам привлекательные стороны и риски проекта;
- о продаже ценных бумаг, преимущественно – акций компании.
При подготовке меморандума о продаже акций по зарубежным стандартам следует руководствоваться требованиями The United States Securities and Exchange Commission.
Предполагается приложение к меморандуму следующих документов:
- балансовых отчетов;
- заключения аудитора;
- отчетов о прибыли, движении средств, изменении структуры капитала;
- сводной таблицы о результатах хозяйственной деятельности;
- сведения о реорганизации (если они имели место).
Таким образом, акцент в меморандуме принято делать на описание хозяйственной деятельности предприятия, коммерческие идеи или модели. В отличие от бизнес-плана, меморандум не должен содержать исчерпывающей информации. Его ключевая цель – заинтересовать инвестора и побудить к проведению дальнейших переговоров