В начале 1990-х годов на просторах рухнувшего Советского Союза только ленивый не говорил об МММ. Сложно себе представить человека, который бы выловил больше «рыбы в мутной воде», чем Сергей Мавроди.
Почему люди настолько сильно доверяли обещаниям АО МММ? Кризис или, оставшаяся с пионерско-комсомольских времен вера в человеческую честность, неискушенность перед новым «капиталистическим» рынком. Возможно, каждый из этих факторов сыграл свою роль. Но МММ, как и другие финансовые пирамиды, успешно заполнил умы своих акционеров. Попробуем более подробно разобраться, что такое финансовая пирамида, как ее распознать и, главное, как к ней относиться.
Определение
Финансовая пирамида – структура, основанная на инвестировании, выполнение обязательств в ней осуществляется за счет привлечения новых вкладчиков. Собственно, название «пирамида» появилось от схематического изображения данного процесса. Верхушку составляют несколько первых вкладчиков, которые и получают в итоге прибыль от работы пирамиды. А основание пирамиды – «источник дохода» - новые вкладчики. Каждый новый инвестор верит в обещание, что он окажется на верхушке пирамиды и сможет приумножить вложенные средства.
Причины возникновения финансовых пирамид
• Отсутствие в законодательстве ограничения финансирования таких организаций "пирамидального" типа.
• Улучшение благосостояния населения, снижение уровня инфляции, стабилизация экономики. У граждан появляются свободные средства, и они начинают искать им применение.
• Как говорил сам С. Мавроди - это “обычная жадность и жажда быстрой наживы”. Каждый хочет быстро разбогатеть, при этом не задумываясь о происхождении денег.
Характерные признаки финансовой пирамиды
• Рекламная компания, которая обещает выплаты по вкладам с высокой процентной ставкой.
• Предпочтение отдается PR, а не прямой рекламе. Грамотно выстроенная стратеги продаж с широкой общественной оглаской, громкими промоутерскими акциями. Все это создает иллюзию надежности и вызывает полное доверие.
• Использование в рекламных компаниях специфических, но неинформативных терминов, которые ничего не говорят о методах работы с деньгами инвесторов.
• Вложенные средства практически невозможно отследить. Они перемещаются со счета на счет, из страны в страну.
• Минимальные взносы для старта. Этот прием рассчитан на привлечения как можно большего количества вкладчиков. Большинство обывателей смогут расстаться с сотней-другой рублей, гривен, или долларов, не обращаясь в суд.
История возникновения финансовых пирамид
Финансовые пирамиды – явление не новое. Первые предприятия пирамидального типа появились еще в XVII веке на территории Англии и Франции. Компания Южных морей, не только просуществовала 10 лет, но и стала самым крупным кредитором Англии.
В США первая пирамида возникла в 1919 году эмигрантом из Италии Чарльзом Понци.
100 лет назад, как и сейчас, первые вкладчики вносили средства при условии получения высокого дохода. Организатор пирамиды производил выплаты из собственных средств. Новые вклады привлекались за счет появления новых акционеров, а когда новых вкладчиков начало становиться меньше, пирамида не может больше существовать. Именно в этот момент организатор забирал все оставшиеся деньги и уезжал из страны.
В 1994 году рухнула всем известная МММ. По оценкам экспертов, ущерб от деятельности пирамиды составила более 110 млн. руб. Часто вкладчики отдавали в МММ последние сбережения. После ее краха более 50 человек покончили с собой.
С развитием современных технологий финансовые пирамиды переместились на просторы Интернета.
Финансовая пирамида и мошенничество – одно и то же?
Не стоит постоянно отождествлять финансовую пирамиду с мошенничеством. Многие компании сетевого маркетинга работают по пирамидальному принципу, при этом никакого злого умысла в их деятельности усмотреть невозможно.
Иногда пирамида возникает из-за ошибки предпринимателя, в случае планирования долгосрочного проекта.
Стоит отметить, что пенсионная система во многих странах построена на пирамидальном принципе – пенсионеры получают выплаты за счет работающих граждан. Такая пирамида никогда не рухнет, пока работающих больше, чем пенсионеров.
Если вы решили вложить средства в проект, который обещает очень высокий процент прибыли, то первой причиной для сомнения в добросовестности компании может стать отсутствие офиса, но при этом мощная рекламная кампания. Отсутствие конкретного руководителя или уставных документов также должны вызвать подозрение.