Совместная предпринимательская деятельность является одним из способов проникновения на зарубежный рынок; это способ предусматривает объединение усилий с коммерческими фирмами государства-партнера для увеличения финансовых и производственных мощностей.
Ключевой особенностью совместного предпринимательства является то, что стороны соглашения не являются должниками или займодавцами по отношению друг к другу. Имущество, необходимое для совместной деятельности, не обособляется, поэтому обе стороны рискуют и отвечают по общей задолженности в долевом порядке.
Совместная предпринимательская деятельность: виды
Принято классифицировать совместную предпринимательскую деятельность на 4 типа:
- Лицензирование – самый распространенный и простой способ совместного предпринимательства. Желая выйти на международный рынок, компания заключает соглашение с лицензиатом, предлагая воспользоваться такими преимуществами, как товарный знак, патент, схема производственного процесса. В итоге обе стороны получают выгоды разного рода: лицензиар выходит на новый рынок, минимально рискуя при этом, а лицензиат избавляется от необходимости начинать раскрутку бренда с нуля. Лицензирование имеет общие черты с франчайзингом, однако, лицензиат в отличие от франчайзи не должен платить роялти. У лицензирования есть и недостатки: во-первых, лицензиар практически не контролирует лицензиата, который неумелой деятельностью может навредить репутации лицензиара, во-вторых, если бизнес лицензиата окажется успешным, лицензиар может обнаружить, что воспитал серьезного конкурента.
Пример предпринимательства в форме лицензирования – деятельность компании Coca Cola, которая предоставляет лицензии на использования концентрата, необходимого для производства напитка (как и сам концентрат), компаниям со всего света.
- Подрядное производство – предприятие находит местного производителя, достаточно квалифицированного, чтобы выпускать товары фирмы без ущерба для качества. Недостаток этого метода – невозможность постоянного контроля качества, достоинства – минимальный риск и возможность организовать производство быстрее, чем при открытии нового завода.
- Управление по контракту – крупная организация обеспечивает ноу-хау (чаще всего в области менеджмента), местная компания формирует капитал. Предметом экспорта в данном случае выступают управленческие услуги. Недостаток у этого метода один: местной компании требуется персонал, достаточно квалифицированный, чтобы использовать ноу-хау максимально эффективно.
- Предприятие совместного владения. Местная и зарубежная компании могут создать новое предприятие, которым будут управлять вместе. Также зарубежный инвестор может приобрести долю уже функционирующего бизнеса. У подобной практики есть плюсы и минусы. Преимуществами считаются следующие:
- совместное владение является одним из распространенных условий для допуска на рынок иностранного государства.
- совместное владение снижает риск того, что фирма столкнется с недостатком финансовых ресурсов.
Минус заключается в том, что стороны могут разойтись во мнении относительно маркетинга, менеджмента, распределения финансов. Многое зависит от национальных особенностей менеджмента: например, американские руководители стремятся вкладывать большую часть прибыли в развитие, и это может пойти вразрез с интересами местных руководителей, которые, например, решат потратить солидную долю прибыли на выплату дивидендов.