Ограничение на право удержания собственности за долги – нормативно оговоренный запрет обращать взыскание на имущество должника отдельных видов.
Ограничения, установленные законом
Право собственности неотъемлемо. Ст. 235 Гражданского кодекса содержит исключительный перечень оснований принудительного лишения собственника принадлежащих ему правомочностей в отношении имущества.
Ст. 237 ГК предполагает возможность изъятия активов должника по обязательствам владельца исключительно на основании судебного вердикта, если другой порядок не оговорен контрактом между ним и кредитором.
Согласно ст. 79 перечень активов, на которые нельзя обращать взыскание, определяется относительно физических лиц – Гражданским процессуальным кодексом, касательно юридических – иным федеральным законодательством.
Ст. 446 ГПК относит к составу имущества, взыскание которого по распоряжению судоисполнителя невозможно:
- наличность и продукты питания, обеспечивающие прожиточный минимум должника и его законных иждивенцев на протяжении месяца;
- носильные вещи, предметы гигиены и личного пользования кроме драгоценностей, предметов роскоши;
- топливо, достаточное для отопления жилья должника на протяжении одного отопительного сезона;
- оборудование и предметы профессиональной деятельности стоимостью до тысячи МРОТ;
- последнее пригодное для проживания должника жилище и землю, на которой оно расположено (кроме случаев, когда они находятся в ипотеке);
- семена для ежегодного посева;
- скот и животных, используемых в домашнем хозяйстве и постройки, в которых они содержаться;
- последнее транспортное средство должника-инвалида;
- государственные награды должника.
В силу ст. 128 ГК к имуществу среди прочего относятся денежные средства. Ст. 101 229-ФЗ установила перечень доходов граждан, которые запрещено изымать. Среди них:
- возмещение вреда здоровью;
- выплаты лицам, получившим увечья;
- монетизированные льготы;
- полученные алименты;
- пенсии по старости;
- средства материнского капитала.
Единого перечня активов организации, обладающих иммунитетом от изъятия для передачи кредитору или реализации в его интересах не существует. Согласно ст. 123.21 ГК обращение взыскания на активы учреждения ограничено находящимися на его счетах средствами. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает запрет обращать взыскание на обрядовое имущество: иконостас, алтарь и подобное. Имущество с/х кооперативов, отнесенное к неделимым фондам (транспортные средства, спецтехника, скот), не подлежит изъятию в силу 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Ограничения, установленные распорядительной документацией организации
Должник лишен возможности препятствовать рассмотрению судебного иска, а также исполнению вердикта в отношении себя. Однако он имеет возможность свести к минимуму вероятность возникновения оснований для изъятия имущества.
Учредительными документами организации может быть установлено ограничение ее возможности передавать свои активы в залог, ипотеку. В силу ст. 348 ГК залогодержатель вправе удовлетворить имущественные претензии за счет предмета залога. Это, соответственно, уменьшает возможность получать кредиты и займы.
Существует практика, согласно которой эмитенты облигаций обязуются не передавать свои активы в залог/ипотеку вплоть до полного погашения выпущенных ценных бумаг. Такое условие может быть оговорено программой и проспектом облигаций (гл. 5 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Это уменьшает риск невозвращения вложенных в облигации средств.
Залогодержателю гарантировано приоритетное право удовлетворить имущественные претензии к должнику за счет залогового имущества (ст. 334 ГК). Держатель облигации, напротив, лишен каких-либо привилегий на случай неплатежеспособности должника и является рядовым кредитором пятой очереди 6-ФЗ «О банкротстве». Таким образом, самоограничение на передачу активов в залог повышает надежность эмитированных облигаций.