Среднесрочной нотой называется специфический корпоративный долговой инструмент; особенность нот кроется в том, что они постоянно предлагаются инвесторам агентами, нанятыми эмитентом. Для обозначения среднесрочных нот используется аббревиатура MTN (medium-terms note). Все среднесрочные ноты обязательно регистрируются в SEC – об этом говорит правило №415, называемое правилом резервной регистрации.
Длительности среднесрочных нот
Термин «среднесрочная нота» зачастую вводит инвесторов в заблуждение, потому что нотами традиционно называются инструменты со сроком погашения свыше года, но меньше 15 лет. В редких случаях срок может быть больше – например, в 1993 году Walt Disney эмитировала ноту со сроком погашения в 100 лет. Поэтому прилагательное «среднесрочные» никоим образом не указывает на дату погашения такой ноты.
История среднесрочных нот
MTN – достаточно молодой инструмент; первая бумага вышла в 1972 году, эмитентом стала фирма General Motors. GM использовала ноты для финансирования краткосрочных автомобильных ссуд со сроком погашения до 5 лет. Среднесрочные ноты были призваны заполнить разрыв в финансировании между коммерческими ценными бумагами и долгосрочными облигациями – отсюда и характеристика «среднесрочная». В 70-х годах предложением нот занимались всего несколько крупных предприятий. Причин того, что рынок не развивался, было несколько:
- Эмитируемые ноты должны были регистрироваться в SEC – из-за дополнительных расходов на регистрацию выпуск этих ценных бумаг был экономически нецелесообразным.
- Вторичный рынок для среднесрочных нот не существовал.
Среднесрочные ноты в современном виде появились в 1981 году благодаря совместным усилиям компании Ford Motors и агентской фирмы Merrill Lynch – MTN стали предлагаться не лично эмитентами, а через агентов. Через два года к Ford присоединились другие автомобильные гиганты – Chrysler и General Motors. Merrill Lynch и остальные банковские фирмы стали активно поддерживать вторичный рынок нот. Позже эмитентами стали выступать суверенные государства. К 2001 году число эмитентов среднесрочных нот только в США достигло 461 корпорации, среди которых большую долю занимали нефинансовые компании.
Как выпускаются среднесрочные ноты?
Принимая решение о целесообразности эмиссии среднесрочных нот, казначейство компании отталкивается от двух факторов:
- Суммарная стоимость фондов – совокупная стоимость обслуживания долга с учетом затрат на размещение и регистрацию.
- Свобода выбора структуры эмиссии. Эмитенту важно чувствовать, что он сам может определять структуру выпуска.
Эмитенты варьируют параметры среднесрочных нот так, чтобы бумаги удовлетворяли их нуждам наилучшим образом. Например, обязательства могут характеризоваться фиксированной или плавающей ставкой, а купоны - выплачиваться в долларах США или другой валюте.
Ноты могут быть обеспеченными (в том числе трастовыми сертификатами), субординированными (эмитентом выступает холдинг) и структурированными. Ноты последнего вида связаны с осуществлением сделок на производном рынке. Самым частым производным инструментом, применяемым для создания нот, является своп.
Основные отличия механизмов распространения среднесрочных нот и облигаций
Фрэнк Фабоцци в книге «Рынок облигаций. Анализ и стратегии» выделяет два отличия в распределении нот и облигаций. Первое отличие заключается в следующем: андеррайтеры при выпуске облигаций часто обязуются выкупить всю эмиссию при недостатке спроса. Сотрудничество между эмитентом нот и агентами происходит по схеме «best efforts», то есть сами агенты не дают эмитенту никаких гарантий, кроме того, что обещают приложить все усилия для распределения наибольшего числа нот среди инвесторов.
Второе отличие: среднесрочные ноты размещаются на интервальной основе, то есть небольшими партиями, тогда как облигации – крупными выпусками.