IPO акций

Достаточно часто в финансовых колонках новостных лент встречаются заголовки, которые говорят о том, что какой-то компанией было проведено IPO и ее основатели пополнили ряды миллионеров. Если для тех, кто близок к миру финансов аббревиатура IPO говорит хоть что-то, то для новичка, который только начинает свой путь трейдера либо инвестора эти буквы не говорят ровным счетом ничего.

Что такое IPO?

IPOПод аббревиатурой IPO (Initial Public Offering) понимают первое публичное предложение акций компании для продажи на рынке. Когда компании, акции которой раньше не торговались на бирже, по тем или иным причинам нужно привлечь дополнительный капитал или стать публичной, акции компании размещаются на бирже и предлагаются широкому кругу лиц без каких-либо ограничений. Необходимость в "публичности" компании связанна с тем, что у частных компаний может быть недостаточное количество акционеров и из-за этого регулирующие органы предъявляют к таким компаниям требования, которые существенно отличаются от требований предъявляемых компаниям публичным. После того как пройдет размещение акций на рынке они становятся доступными для инвесторов, а так же являются предметом торга на фондовых биржах.

Для чего проводится IPO?

Для чего проводится IPO?IPO дает возможность получить дополнительные средства за счет передачи прав на определенную долю компании, посредством продажи акций, частным инвесторам либо другим компаниям. Полученный капитал в результате проведения IPO может быть использован компанией на финансирование долгосрочных проектов, на приобретение и модернизацию производственных мощностей, для финансирования оборотного капитала, сокращения долговой нагрузки или приобретения других компаний. Помимо привлечения дополнительных средств проведение IPO это хороший способ защиты от возможного поглощения конкурентами или более крупной компанией. Дело в том, что поглощение компании, которая провела IPO, очень затратное и сложное занятие. Проведение IPO для российских компаний кроме защиты от поглощений позволяет застраховаться от противоправных действий со стороны рейдеров и чиновников. После проведения IPO компания получает объективную оценку своей стоимости или иными словами обретает рыночную капитализацию, а так же увеличивает ликвидность акционерного капитала. Повышение ликвидности позволяет предоставляет акционерам компании возможность продать часть либо все свои акции и облегчает доступ компании к финансовым ресурсам из-за того, что банки проще дают кредиты под залог акций, торгующихся на бирже.

Как проводится IPO?

Кто такие андеррайтеры? Как проводится IPO?Компания, которая собралась проводить IPO, нанимает инвестиционный банк либо несколько банков, которые будут организовывать процесс выхода компании на биржу. Безусловно, можно организовать IPO своей компании самостоятельно, но это не практикуется. Банки, нанятые для организации IPO называются андеррайтерами. В роли андеррайтеров чаще всего выступают достаточно крупные банки, такие как Morgan Stanley и Goldman Sachs они вкладывают средства в акции компании еще до момента выхода ее на биржу и после этого зарабатывают на разнице между ценой акций до IPO и той ценой, коротая будет установлена на момент начала торгов. Когда проведение IPO планируется перспективной компанией, между инвестиционными банками разгорается серьезная конкуренция за право стать андеррайтером этой компании.

Подготовка к IPO Перед процессом проведения публичного размещения должна быть проделана кропотливая работа, которая включает в себя важные этапы: - Разработка стратегии проведения процедуры первичного размещения и бизнес плана - Оценка готовности компании к размещению акций на бирже (структура компании, соответствие международным стандартам GAAP и IAS, уровень развития, положение на рынке). - Поиск источников для повышения стоимости компании и избавление от непрофильных активов (выявление слабых и сильных сторон, устранение недостатков) - Подготовка к проведению процедуры IPO

Проведение IPO Процесс проведения IPO является трудоемким и сложным процессом во время которого подбираются юристы, консультанты и андеррайтеры. Планируются сроки проведения первичного размещения и проводится оформление всех необходимых сопроводительных документов. Создается "инвестиционный меморандум" содержащий все необходимую для инвестора информацию (предполагаемая цена акций и их количество, размер будущих дивидендов и расчет использования привлеченных средств инвесторов). - Проведение предварительной регистрации на бирже и государственных органах, определяется диапазон ценовых колебаний в акции и выпускается предварительный проспект эмиссии, который содержит всю информацию об эмитенте. - Проведение PR-компании перед выходом на компании биржу посредством работы с потенциальными инвесторами, где компания всячески рекламируется. Именно на этом этапе об предстоящем IPO объявляют публично. - Выбор биржевой площадки для первичного размещения На завершающем этапе IPO начинаются торги по выпущенным на биржу акциям, которые и определяют окончательную цену бумаг компании и успешность всей проведенной процедуры IPO. Очень часто в день выхода публичного размещения акций по ним, как правило, начинается очень оживленная торговля, так как частные инвесторы не могут купить бумаги компании до IPO пытаются как можно раньше зайти в сделку, что приводит к достаточно сильным колебаниям цены.

Где проводят IPO?

Где проводят IPO?Отечественные компании могут осуществить процесс выхода на российские биржи РТС, ММВБ, и СПБВ либо провести IPO на зарубежных биржах, среди которых самыми популярными являются LSE, NASDAQ и NYSE. При первичном размещении акций компании на российских площадках затраты будут существенно ниже, чем при размещении на зарубежных биржах, но при этом компания может испытывать дефицит инвесторов, которые могут вложить большие деньги в ее акции. Несмотря на то, что в последнее время российские компании начали проявлять интерес к размещению на отечественных биржевых площадках, подавляющая часть биржевой активности российских компаний проходит на зарубежных рынках. Такое положение дел можно объяснить тем, что на Западе сосредоточен основной капитал и поэтому именно там проводят IPO компании со всего мира, в том числе и российские. К огромному сожалению восточные и западные компании не спешат на российские биржевые площадки это связанно с тем, что активы, которые находятся в руках крупных бизнесменов, размещены не на счетах российских банков, а в западных фондах, оффшорах и банках. В такой ситуации поведение российскими компаниями IPO на западных биржах вполне ожидаемо.

IPO российсих компаний за 2005-2013 годы

IPO российсих компаний за 2005-2013 годы

Положительные и отрицательные стороны проведения IPO

Положительные моменты проведения IPO:

- Возможность привлечения долгосрочного капитала посредством доступа к фондовому рынку

- Увеличение капитализации компании и обретение ею рыночной стоимости

- Рост престижа компании и увеличение ее кредитного рейтинга

- Обеспечение ликвидностью акций компании

Отрицательные моменты проведения IPO:

- Высокие требования к размеру компании

- Большие временные и финансовые затраты на подготовку

- Обязательное раскрытие информации о компании

Если рассматривать IPO как метод привлечения финансирования, то но является одним из самых дорогих. Планируя целесообразность выхода на биржу руководству компании необходимо учесть множество затрат: на регистратора, финансового консультанта, информационную и маркетинговую поддержку, аудиторов, юристов и андеррайтера. Помимо всего прочего около 5% от привлеченных средств в результате размещения акций получает организатор размещения.

Неудачные IPO

Неудачные IPOПосле огромной подготовительной работы перед размещение акций на бирже могут происходить непредвиденные ситуации. В результате таких форс-мажоров компания и андеррайтеры могут не получить запланированный объем средств или вовсе терпеть убытки в результате первичного размещения. В качестве примера приведем наиболее неудачные IPO:

GoldmanSachs Размер IPO 3 миллиарда долларов, дата IPO 24 августа 1998 года. Перед намеченным выходом на биржу прибыль «GoldmanSachs» существенно снизилась и компания попала в зависимость от торговых операций. После подачи документов для выхода на биржу, в августе 1998 года, стал понятен тот факт, что капитализация инвестиционного банка будет очень низкой. IPO отозвали в октябре 1998 года. Спустя год размещение произошло и собрало 3,66 миллиарда долларов, но так и осталось пятном на репутации Джона Корзайна, который являлся генеральным директором компании.

Kozmo.com Размер IPO 150 миллионов долларов, дата IPO 21 марта 2000 года. Интернет-компания Kozmo.com занималась доставкой товаров через час после заказа. После краха, в начале нулевых годов, «доткомов» она стала одной из жертв. Стартапу не удалось найти финансирование и было объявлено о банкротстве компании.

Prada Размер IPO 3 миллиарда долларов, дата IPO 17 июня 2011 года. В течение 12 лет компания пыталась вывести свои акции на биржу 4 раза. Первый раз размещение пришлось отложить из-за событий 11 сентября 2001 года. Второй и третий раз (в 2002 и 2008 гг.) оказались неудачными из-за падения спроса на «люксовые» бренды. В 2011 году «Prada» вывела свои бумаги на Гонконгскую биржу, но привеченных денег (2,1 миллиарда долларов) оказалось намного меньше, чем изначально планировалось.

Current TV Размер IPO 100 миллионов долларов, дата IPO 28 января 2008 года. Телевизионная сеть не вышла на биржу из-за рыночных условий сложившихся на тот момент. Планы компании были сорваны крупным обвалом на фондовых рынках. Помимо этого компания уже долгое время работала в убыток.

BATS Размер IPO 100 миллионов долларов, дата IPO 23 марта 2012 года. Обращение акций альтернативной фондовой биржи началось на своей же площадке, но в течение нескольких секунд произошло стремительное падение с 15,25$ до 0,04$. По официальной версии резкое падение произошло из-за «программного сбоя». Торги по бумагам BATS были приостановлены, а после было объявлено об отмене размещения. Андеррайтеры потеряли около 7,1 миллионов долларов.

Facebook Размер IPO 16 миллиардов долларов, дата IPO 18 мая 2012 года. Неожиданное фиаско постигло самое ожидаемое IPO 2012 года. В течение первого дня торговли цена бумаг компании упала с 48 до 38 долларов. Дальнейшее падение, в этот день, было остановлено благодаря андеррайтерам. В последующем акции социальной сети потеряли примерно 25% своей стоимости. Тут можно посмотреть как это было.

Solyndra Размер IPO 300 миллионов долларов, дата IPO 18 декабря 2009 года. Ужасающее финансовое положение компании, производящей солнечные батареи, вынудило ее отказаться от планов по выходу на биржу. Суммарный объем облигаций, выпущенных компанией, составлял 140,9 миллиона долларов. «Solyndra» получила 539 миллионов долларов как помощь от правительства. Но в августе 2011 года объявила о банкротстве.

  • IPO
  • проведение IPO
  • неудачные IPO
  • правила ipo
X

Похожие публикации

Комментарии (13)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP