Итальянские парламентарии собрались на этой неделе, чтобы выбрать двенадцатого главу государства. Это самое важное решение после всеобщих выборов в феврале. Президент проведет на посту семь лет. Парламентское голосование определит политическое будущее Италии.
Долгое время работа главы государства считалась церемониальной. Президент олицетворял единство нации, возглавлял судебную систему и вооруженные силы. Хотя у него было право ветировать любой закон, который он считал несоответствующим конституции, прошлые президенты скупо им пользовались. В отличие от президентов США или Франции, глава итальянского государства не обладает исполнительной властью, она принадлежит парламенту.
Однако во время пребывания на посту Джорджо Наполитано президент стал ключевым политическим игроком. Наполитано никогда не превышал своих конституционных полномочий. Но он часто был вынужден заполнять опасный вакуум власти, возникающий в связи со слабостью партий. В ноябре 2011-го Наполитано назначил Марио Монти главой «технического» правительства, помогая успокоить инвесторов, утративших веру в Сильвио Берлускони.
Новый глава государства должен иметь тот же уровень международного доверия, что и Наполитано. Союзники Италии должны знать, что есть кто-то, кому они могут доверять даже если беспокойство в политических кругах Рима затихнет нескоро. Кого ни выберут, этот человек должен иметь развитые политические навыки, которые понадобятся для посредничества между партиями, не проявлявшими стремления к компромиссу.
Однако избрание старомодной влиятельной персоны не подойдет. Успех движения «Пять звёзд» Беппе Грилло показал, что итальянцы хотят перемен в общественных институтах. В идеале нового президента должно поддерживать значительное большинство. На деле, в предстоящем четвертом туре голосования может победить любой кандидат на основе абсолютного большинства. Но глава государства является арбитром в политической игре. Широкий консенсус укрепит его роль в работе с партиями.
Победителю придется засучить рукава и слепить правительство, которое сможет реформировать спотыкающуюся экономику Италии и ее дискредитировавшую себя политическую систему. Если не удастся достичь соглашения между партиями, ему придется объявить новые выборы. Наполитано не мог распустить парламент, поскольку согласно конституции президент не может назначать выборы в последние шесть месяцев своего срока. Политический хаос в Риме нуждается в сильном и надежном президенте. Когда парламентарии соберутся, им следует поставить интересы государства выше интересов партий.