Валютная система

В современном мире становление торгово-экономического обмена, расширение денежных взаимоотношений меж государствами считаются следствием глобализации и интернационализации мировой экономики. Все стороны финансовых взаимодействий на мировом рынке обслуживают наличные средства: внешнюю торговлю и сервисы, миграцию денег, перевод доходов в вложения, предоставление ссуд и дотаций, технологический обмен, туризм, казенные и частные валютные переводы. Денежные отношения исполняются на государственном и интернациональном уровне и практически постоянно организованы в масштабах конкретной системы финансовых взаимоотношений — денежной системы.

 

В условиях роста глубины интеграции экономик промышленно-развитых государств денежная система играет все наиболее существенную и самостоятельную роль в интернациональных финансовых взаимосвязях. Эти взаимосвязи – составная часть и 1 из более трудных сфер рыночного хозяйства. В их фокусируются трудности государственной и мировой экономики, становление которых исторически следует параллельно и узко переплетаясь. Всё наибольшее действие на международные денежные отношения оказывают основные развитые державы, которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся государств в данной сфере.

 

Под воздействием всевозможных моментов функционирование интернациональных денежных взаимоотношений усложнилось и характеризуется нередкими изменениями. Потому актуальность такой статьи разъясняется тем фактом, что исследование мирового опыта дает немаленький интерес для формирующихся рыночных экономик развивающихся стран. Постепенная интеграция такихстран в мировое общество требует познания общепризнанного цивилизованного кодекса поведения на глобальных рынках СКВ (свободноконвертируемая валюта), кредитов, ценных бумаг, золота.

 

Денежная система на всевозможных ее уровнях

 

До того как предоставлять детализированную характеристику денежной системе, необходимо знать, чем все-таки она считается на самом деле. Денежная система - это совокупность 2-ух понятий - денежного механизма и денежных взаимоотношений. Под денежным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на государственном и интернациональном уровнях. Так же денежные отношения - это ежедневные взаимосвязи, в которые вступают частные лица, компании, банки на денежных и валютных рынках имея цель претворения в жизнь интернациональных расчетов, кредитных и денежных операций.

 

Следовательно, денежная система – совокупность денежно-кредитных взаимоотношений, сложившихся на базе интернациональной интеграции и становления крупного рынка, закрепленная в интернациональных договорных и государственно-правовых нормах.

 

Международные денежные отношения – это совокупность взаимоотношений, складывающихся при функционировании СКВ во внешнеэкономическом обороте.

Объектом денежных взаимоотношений имеют все шансы выступать финансово-кредитные инструменты, выраженные в заграничной СКВ. Денежная система считается одним из сильных звеньев, при помощи ее исполняется перелив финансовых ресурсов из одной державы в иную, создаются подходящие условия для становления производства в государствах и интернационального разделения труда.

 

Объективной основой денежных взаимоотношений считается процесс публичного воспроизводства, который порождает интернациональный обмен товарами, предложениями и капиталом.

 

Выделяют государственные, региональные и глобальные денежные системы. На базе интернационализации хозяйственных взаимосвязей сначала образовалась государственная денежная система. Под государственной денежной системой понимается форма организации денежных взаимоотношений страны, установленная государственным законодательством. Юридически государственная денежная система закреплена в муниципальных правовых актах, которые предусматривают нормы интернационального права. Государственная денежная система считается деталью валютной системы страны, хотя она сравнительно самостоятельна и выходит за национальные границы.

 

Глобальная денежная система выступает в форме организации интернациональных денежных взаимоотношений, которые появились в следствии эволюции крупного хозяйства и юридически прикреплены межгосударственными соглашениями.

 

Глобальная денежная система связана с государственными денежными системами через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, систему межгосударственного денежного регулирования, координацию денежной политики государств.  Региональная денежная система – это организационно-экономическая форма взаимоотношений ряда стран в денежной сфере, нацеленных на стимулирование интеграционных действий, регулировку колебаний курсов государственных СКВ и преображение региона в зону денежной устойчивости.

 

Региональная денежная система основывается на собственных механизмах регулировки денежных взаимоотношений, лимитирования воздействия и роли основных СКВ и интернациональных счетных единиц. Государственная, глобальная и региональная денежные системы плотно взаимосвязаны, они имеют единые цели, нацеленные на увеличение устойчивости в экономике. Хотя в то же время есть большое количество отличий меж денежными системами отдельных стран и регионов, они выделяются задачами и масштабами, методами действия на экономику отдельных государств но и на крупное хозяйство в общем. Это потому, что, даже не взирая на то, что денежные системы имеют совместные составляющие, данные компоненты могут иметь разные характеристики.

 

Составляющие денежной системы

 

Каждая денежная система имеет единые составляющие, в том числе средства расчетов и платежей, органы, исполняющие денежное регулирование и контроль, условия и механизмы конвертируемости СКВ, режим определения денежного курса и денежные лимитирования. Но в масштабах функционирования отдельных денежных систем, на всевозможных уровнях мировой экономики, данные составляющие имеют все шансы видоизменяться. В соответствии с этим и денежные системы имеют все шансы получать разные компоненты.

 

Становление и углубление интернационального разделения труда, закрепление государственных денежных систем привело к формированию мировой денежной системы. Взаимосвязь и отличие государственных и мировой денежных систем появляются в их составляющих.

 

Таблица 1. Главные составляющие государственной и мировой денежных систем

Государственная денежная система

Государственная денежная система

Государственная СКВ

Резервные СКВ, международные счетные денежные единицы

Условия конвертируемости государственной СКВ

Условия обоюдной конвертируемости СКВ

Паритет государственной СКВ

Унифицированный режим денежных паритетов

Режим курса государственной СКВ

Регламентация режимов денежных курсов

Присутствие либо отсутствие денежных ограничений, денежный контроль

Межгосударственное регулирование денежных ограничений

Национальное регулирование интернациональной денежной ликвидности державы

Межгосударственное регулирование интернациональной денежной ликвидности

Регламентация применения интернациональных кредитных средств обращения

Унификация правил применения интернациональных кредитных средств обращения

Регламентация интернациональных расчетов державы

Унификация ключевых форм интернациональных расчетов

Режим государственного рынка валют и рынка золота

Режим крупных денежных рынков и рынков золота

Национальные органы, управляющие и регулирующие денежные отношения державы

Международные организации, исполняющие межгосударственное денежное регулирование

 

Глобальная денежная системы в ходе эволюции в значительной степени видоизменялись, а ее ключевые составляющие большое количество раз улучшались.

 

Сейчас главными ее составляющими считаются:

 

  • многофункциональные формы глобальных наличных средств (золото, резервные СКВ, международные счетные единицы);
  • условия обоюдной конвертируемости СКВ;
  • режимы денежных паритетов и денежных курсов;
  • степень денежного регулирования и размер денежных ограничений;
  • унификация правил применения интернациональных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм интернациональных расчетов;
  • межгосударственные организации, регулирующие валютно- денежные дела (МВФ, МБРР и др.);
  • комплекс международно-договорных и муниципальных правовых общепризнанных мерок, обеспечивающих функционирование денежных инструментов.

 

Отличительные черты государственной денежной системы определяются степенью становления и особенности экономики, и еще внешнеэкономических взаимосвязей какой-нибудь державы.

 

Так главными деталями государственной денежной системы считаются:

  • наименование государственной СКВ;
  • режим конвертируемости государственной СКВ;
  • денежный паритет и приспособление формирования денежного курса;
  • присутствие или же неимение денежных ограничений;
  • порядок, регламентация интернациональных расчетов державы;
  • статус государственных учреждений, регулирующих денежные отношения державы;
  • состав и система управления золотовалютными запасами;
  • интернациональная денежная ликвидность.

 

Основой государственной денежной системы считается установленная законом валюта страны, которая при применении в интернациональных финансовых отношениях делается СКВ.

 

Государственная СКВ – государственная денежная единица, участвующая в интернациональных торговых и денежных операциях на законодательно прикрепленной базе. Она присутствует в наличной форме (купюры и монеты) и в безналичной (повторяющий вид банковских вкладов, векселей и чеков). Ее эмитентами считаются национальные коммерческие и центральные банки.

 

Особенной группой конвертируемой государственной СКВ считается резервная СКВ, под которой понимается зарубежная СКВ, в которой ЦБ других стран скапливают и сохраняют запасы для интернациональных расчетов по внешнеторговым операциям и заграничным инвестициям. Резервная СКВ работает базой определения денежного паритета и денежного курса для других государств. К этим СКВ относятся бакс Соединенных Штатов, евро, японская иена, фунт стерлинг и швейцарский франк. Статус резервной СКВ выделяет преимущества стране-эмитенту: вероятность покрывать недостаток платежного равновесия государственной СКВ; помогать укреплению позиций государственных экспортеров в конкурентной борьбе на крупном рынке.

 

Последующей составляющей денежной системы выступает степень конвертируемости СКВ.

 

Конвертируемость – это способность резидентов и нерезидентов без использований ограничений обменивать национальную СКВ на заграничную и применять зарубежную СКВ для операций с хоть какими видами активов.

 

Различают внутреннюю, внешнюю, выборочную и полную конвертируемость СКВ.

Внутренняя конвертируемость – режим конвертируемости, при котором для резидентов снимаются все лимитирования на совершение денежных операций, а для нерезидентов работает режим неконвертируемости.

 

Внешняя конвертируемость – режим конвертируемости, при котором свобода размена государственной СКВ предоставляется нерезидентам, а для горожан присутствуют лимитирования на совершение денежных операций.

 

Выборочная конвертируемость – режим конвертируемости, при котором в стране используются денежные лимитирования для отдельных категорий собственников и видов денежных операций.

 

Полная конвертируемость – режим конвертируемости, при котором денежные ограничения отсутствуют во время выполнения денежных операций, как резидентами, но и нерезидентами.

 

Существенным составляющим хоть какой денежной системы считается денежный паритет – соответствие меж 2 СКВ, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме золотом или же серебряном – базой денежного курса считался монетный паритет – соответствие единиц валюты различных государств по их металлическому содержанию.

 

Но, вмести с этим, наиглавнейшим составляющим денежной системы остаётся денежный курс.

 

Денежный курс – стоимость валюты одной державы, выраженная в валютных единицах иных государств либо в интернациональных денежных единицах.

Определение денежного курса нужно для сопоставления покупательской возможности разных СКВ; для определения места и роли державы в интернациональном разделении труда; для сопоставления характеристик государственной экономики с признаками государственных экономик иных государств; для периодической переоценки счетов в заграничной СКВ компаний, банков, правительств, физических лиц. Денежные курсы возможно обозначать по разным показателям

 

Таблица 2. Классификация видов денежного курса

КРИТЕРИЙ

ВИДЫ ДЕНЕЖНОГО КУРСА

1. Степень свободы колебаний

Плавающий

Фиксированный

Смешанный

2. Метод расчета

Паритетный

Фактический

3. Возможность установления

Официальный

Неофициальный

4. Отношение к паритету покупательной возможности СКВ

Завышенный

Заниженный

Паритетный

5. По учету стагнации экономики

Реальный

Номинальный

6. По приему реализации

Денежный (размен депозитами)

Туристический (банкнотный)

 

По степени свободы колебания распознают фиксированный, «плавающий» и смешанные курсы СКВ.

 

При фиксированном денежном курсе ЦБ устанавливает курс государственной СКВ на особом уровне относительно к СКВ какой-нибудь державы, к которой «привязана» СКВ этой державы, к «денежной корзине» или же к интернациональной валюте.

 

В основе фиксированного курса лежит денежный паритет. Специфика данного денежного курса в том, что он остается постоянным на протяжении более-менее длительного времени, то есть не зависимо от конфигурации спроса и предложения на СКВ.

 

Режим фиксированного денежного курса традиционно устанавливается в государствах с твердыми денежными лимитированиями и неконвертируемой СКВ. На современном этапе его используют как правило развивающиеся державы.

Для государств, где денежные лимитирования отсутствуют или же незначительны, отличительным считается режим «плавающих» курсов.

 

Плавающий денежный курс – механизм установления и укрепления курса государственной СКВ, при котором он непринужденно меняется в следствии взаимодействия спроса и предложения на денежном рынке.

 

Основная масса государств, исполняющих политику свободного плавания собственных СКВ, держится тем не менее политики контролируемого плавания, в масштабах которого ЦБ государств регулярно вмешиваются в работу рынка валют. Имея цель укрепления курса своей СКВ при мощных ее колебаниях в особый момент времени. Чтобы достичь желаемого результата употребляется механизм денежных интервенций.

 

Смешанный денежный курс соединяет внутри себя составляющие фиксированного и плавающего денежных курсов.

 

Сюда возможно отнести:

 

  • режим «скользящей фиксации» - ЦБ каждодневно устанавливает денежный курс как следует из конкретных признаков: значения стагнации экономики, состояния платежного равновесия, перемены величины официальных золотовалютных запасов и др.;
  • режим денежного коридора – ЦБ устанавливает верхний и нижний пределы колебания денежного курса.
  • режим «совместного», либо «коллективного плавания» СКВ – курсы СКВ государств – членов денежной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «денежного коридора» и «совместно плавают» около СКВ, не входящих в группировку.

 

По учету стагнации экономики денежные курсы разделяют на реальный и номинальный.

 

Номинальный денежный (обменный) курс – это условная стоимость СКВ 2-ух государств, либо СКВ одной державы, воплощенная в валютных единицах иной державы. Он используем для измерения текущих сделок, расчетов с клиентами. Когда применяется термин «денежный курс», то идет речь о номинальном обменном курсе:

 

En = Cf / C      (1)

Исходя из вида котировки, формула сможет приобретать последующий вид:

En =C/ Cf           (2)

 

где Cf - зарубежная валюта;

C - государственная валюта.

 

Реальный денежный курс – номинальный денежный курс, который ориентируется с учетом стагнации экономики.

 

Er = En * Pd / Pf            (3)

 

где E n- номинальный денежный курс;

Pf индекс цен заграничных;

Pd – внутренний индекс цен.

 

Иными словами, реальный денежный курс демонстрирует соответствие стоимости потребительской корзины за границей и на отечественном рынке. Когда темп стагнации экономики в стране выше темпы стагнации экономики за границей, то реальный курс государственной СКВ будет выше номинальный денежный курс. Непосредственно реальный обменный курс расценивает конкурентоспособность державы на глобальных рынках товаров и услуг. Понижение этого показателя значит, что товары и предложения за границей стали условно подороже, и, значит, покупатели за границей предпочтут наши товары собственным. Увеличение реального обменного курса, наоборот, говорит про то, что продукты этой державы стали условно подороже, и она утрачивает конкурентоспособность.

 

Установление курса государственной денежной единицы в заграничной СКВ в данный эпизод времени называется денежной котировкой. Распознают прямую и обратную котировки СКВ.

 

Под прямой котировкой понимается установление денежного курса, при котором за единицу заграничной СКВ дается конкретное число государственной.

 

При обратной котировке за единицу государственной СКВ дается конкретное число заграничной.

 

В наше время денежный курс складывается на мировом рынке валют исходя из спроса и предложения, которые ориентируются почти всеми факторами. Выделяют структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие короткосрочное колебание денежного курса) причины.

 

Структурные причины оказывают большое влияние на значение денежного курса на долговременных временных промежутках.

К ним относятся:

  • характеристики финансового роста (валовой государственный продукт, размеры промышленного производства и др.);
  • состояние платежного равновесия;
  • эмиссионная политика монетарных властей (подъем валютной массы на отечественном рынке);
  • уровень стагнации экономики и инфляционные ожидания;
  • уровень ставки рефинансирования;
  • платежеспособность державы;
  • доверие к государственной СКВ на крупном рынке;
  • иные.

 

При иных одинаковых условиях уровень стагнации экономики в стране обратно пропорционально оказывает большое влияние на значение курса государственной СКВ, то есть подъем стагнации экономики в стране приводит к понижению курса государственной СКВ, и напротив.

 

Перемена процентных ставок оказывает большое влияние на денежный курс, оказывая различное действие на различных временных промежутках. Так, номинальный подъем процентных ставок внутри державы вызывает падение спроса на национальную СКВ, ибо коммерсантам становится безвыгодно брать кредит. Брав ведь его, коммерсанты наращивают потери собственной продукции, что, так же, приводит к резкому увеличению расценок на продукты внутри державы. Это относительно обесценивает национальную СКВ относительно к заграничной.

 

Вмести с этим рост реальных процентных ставок делает размещение средств в данной стране для жителей других стран наиболее интересным. Потому в страну с наиболее высокими реальными процентными ставками притекают капиталы, спрос на ее СКВ увеличивается, и она дорожает. Следовательно, перемена процентных ставок имеет возможность как напрямик, но и обратно пропорционально влиять на, значение денежного курса.

 

Платежный баланс конкретно оказывает большое влияние на значение денежного курса. Так, интенсивный платежный баланс способствует увеличению курса государственной СКВ, так как повышается спрос на нее со стороны зарубежных дебиторов. Пассивный платежный баланс порождает направленность к понижению курса государственной СКВ, поскольку российские должники постараются реализовать ее за зарубежную СКВ для закрытия личных внешних обязательств. Объемы влияния платежного баланса на денежный курс ориентируются степенью открытости экономики державы. Так, чем повыше доля экспорта в валовом государственном продукте (чем выше открытость экономики), тем повыше гибкость денежного курса по изменению платежного равновесия.

 

В одном ряду со структурными факторами на состояние денежного курса оказывают большое влияние конъюнктурные причины, которые многократно изменяются под действием направленностей развития на крупном рынке.

В их числе нужно будет выделить:

 

  • спекулятивные операции на денежных рынках;
  • степень становления других секторов крупного денежного рынка.

 

Существует рыночное и государственное регулирование величины денежного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкурентной борьбе и действии законов цены, а еще спроса и предложения, исполняется стихийно. Государственное регулирование ориентировано на преодоление отрицательных результатов рыночного регулирования денежных взаимоотношений и на достижение стойкого финансового подъема, баланса платежного равновесия, понижения подъема отсутствия работы и стагнации экономики в стране. Оно исполняется при помощи денежной политики – комплекса мероприятий в области интернациональных денежных взаимоотношений, реализуемых согласно с текущими и стратегическими целями державы. Юридически денежная политика оформляется денежным законодательством и денежными соглашениями меж странами.

 

К мерам муниципального воздействия на значение денежного курса относятся:

а) денежные интервенции;

б) дисконтная политика;

в) денежные лимитирования.

 

Главнейшим инструментом денежной политики стран считаются денежные интервенции – операции ЦБ на денежных рынках по купле-продаже государственной валюты против основных зарубежных СКВ. Задача денежных интервенций – изменение значения подходящего денежного курса, баланса активов и пассивов по различным СКВ или же ожиданий соучастников денежного рынка.

 

Дисконтная политика – данное изменение ЦБ учетной ставки,  с целью регулировки величины денежного курса методом действия на стоимость кредита на отечественном рынке и тем самым на интернациональное перемещение денег. В последние десятилетия ее значение для регулировки денежного курса равномерно уменьшается.

 

На денежный курс оказывают воздействие денежные лимитирования, то есть совокупность событий и нормативных правил, установленных в законодательном или же административном порядке и нацеленных на лимитирование операций с СКВ, золотом и прочими денежными ценностями.

 

Что касается интернациональных кредитных средств обращения, то регламентация правил их применения исполняется согласно с унифицированными интернациональными общепризнанными мерками. Среди них – женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация интернациональных расчетов исполняется на уровне государственной и мировой денежной систем согласно с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов.

 

Регулирование интернациональной денежной ликвидности как составляющей денежной системы сводится к обеспеченности интернациональных расчетов важными платежными средствами.

Интернациональная денежная ликвидность – способность державы (или же категории государств) гарантировать своевременное закрытие собственных интернациональных обещаний применимыми для кредитора платежными средствами.Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования.

 

Тем самым возможно придти к последующим выводам, что на современном шаге развития денежных систем наиболее актуальным элементом, который более всего оказывает большое влияние на систему в целом, считаются денежный курс и всевозможные его признаки. Государственная и глобальная денежные системы имеют совместные черты, хотя их особенность сначала обусловлена масштабностью системы. Любой элемент государственной денежной системы действует под воздействием государственных денежных инструментов и институтов, хотя вмести с этим все составляющие плотно взаимосвязаны с мировой денежной системой. И еще все составляющие денежной системы плотно взаимодействуют друг от друга, как и на государственном, так и на мировом уровне.

 

Развитие первых денежных систем

 

Выделяют несколько рубежей развития мировой денежной системы.

 

1-ая денежная система начала формироваться в конце XIX в. в условиях независимой конкурентной борьбы капитализма. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867г. Она получила название Парижская денежная система.

 

Парижская денежная система базировалась на базе золотого монометаллизма в форме золотомонетного стереотипа. Система золотомонетного стереотипа характеризовалась следующими показателями: любая СКВ имела золотое содержание; устанавливался режим свободно плавающих курсов СКВ с учетом рыночного спроса и предложения, но около золотых точек; исполнялась конвертируемость СКВ в золото; золото использовалось как платежное средство; сформировался независимый ввоз и вывоз золота из державы в страну; способ взаимодействия держав - конференция.

Золотомонетный стереотип был условно эффективен до 1 мировой войны, когда работал рыночный механизм выравнивания денежного курса и платежного равновесия. С утверждением рыночной экономики традиционный золотомонетный эталон прекратил подходить масштабам хозяйственных взаимосвязей, стал тормозить регулировку экономики, валютной, кредитной и денежной систем в интересах монополий и страны. Потому в последствии 1 мировой войны его заменил механизм золотодевизного эталона, основанный на золоте и основных валютах капиталистического мира, что было прикреплено решениями Генуэзской конференции 1922 г.

 

Генуэзская денежная система работала на следующих принципах:

  • Ее основой считались золото и лозунги – платежные средства в заграничной СКВ, созданные для интернациональных расчетов. Национальные кредитные средства стали употребляться в виде интернациональных платежно-резервных средств.
  • Были сохранены золотые паритеты. Конверсия СКВ в золото стала исполняться не столько конкретно, но и косвенно – через заграничные СКВ.
  • Был реконструирован режим свободно колеблющихся денежных курсов в отсутствии золотых точек.
  • Введена система денежного регулирования в форме интенсивной денежной политики, интернациональных конференций, совещаний.

 

Статус резервной СКВ – специальной группы конвертируемой СКВ – не был официально прикреплен ни за одной СКВ, в следствии этого страны оспаривали лидерство их СКВ в процессе острой конкуренции, что, в конце концов, привело к созданию отдельных денежных блоков.

 

Мировой финансовый кризис (1929–1933 гг.) сопровождался крупным денежным упадком. Генуэзская денежная система потеряла условную устойчивость. Был прекращен обмен купюр на золото во внутреннем обороте, впрочем сохранилась внешняя конвертируемость СКВ на золото по соглашению ЦБ. Интернациональная система развалилась на ряд отдельных денежных блоков.

 

Денежные блоки представляют собой группировки государств, использующих в виде интернационального платежного средства СКВ державы, возглавляющей блок, относительно к которой они обязаны поддерживать курс собственной СКВ на явном уровне. Денежные блоки складывались практически на базе финансовой, денежной и экономической зависимости 1 государств от возглавляющей блок экономически наиболее мощной державы. Главные денежные блоки – стерлинговый (с 1931 г.) и баксовый (с 1933 г.) –появились в последствии отмены золотого стандарта в Англии и Соединенных Штатов.

 

Денежная сфера стала ареной острейших межгосударственных противоречий, соперничества и борьбы. 2-ая крупная война дала почву углублению упадка Генуэзской денежной системы. В следствии этого появился вопрос о потребности выработки интернациональных общепризнанных мерок, регулирующих денежные отношения меж государствами в послевоенный период.

Бреттон-Вудская денежная система была оформлена соглашением в 1944г. По собственной сущности она подсказывала золотодевизный эталон, хотя статус резервной СКВ был юридически прикреплен за баксом и фунтом стерлингов. Также, устанавливались фиксированные золотые паритеты и курсы СКВ, исполнялась конвертируемость баксовых запасов зарубежных ЦБ в золото через американское казначейство по официальной стоимости, был создан Интернациональный денежный фонд (МВФ) –орган межгосударственного денежного регулирования, также Интернациональный банк реконструкции и развития (МБРР).

 

Таким образом, была сделана система, которая обязалась гарантировать устойчивость денежных взаимоотношений, стабильность денежных курсов и интернациональное денежное сотрудничество. Золотодолларовый стереотип, сделанный в Бреттон-Вудской системе в реальности работал на баксовой базе, потому что только США решали попытки сберечь конкретную конвертируемость собственной СКВ в золото. Иные державы поддерживали паритеты собственных СКВ, принужденно привязывали их к баксу и в отсутствии всяких вопросов воспринимали баксы в виде резервных активов, благодаря их конвертируемости в золото. Усиливающиеся противоречия в области денежных взаимоотношений меж странами привели к упадку данной системы, приведшему ее к постепенному развалу в 1971–1976 гг. В следствии упадка Бреттон-Вудской системы был прекращен обмен баксов на золото, отменена официальная стоимость золота;режим зафиксированных денежных курсов сменился плавающими курсами; случился распад денежных зон.

 

Следовательно, в середине 70-х гг. 3-я денежная система развалилась, что снова доказало, что она была далеко от совершенства. Отсюда возможно сделать выводы, собственно на любом рубеже формирования первых денежных систем было большое количество сложностей, которые обусловили несовершенство любой из их. Во многом это было связано с непостоянностью мировой экономики в различные периоды. На это воздействовали такие моменты, как крупные войны, также финансовые упадки крупного рынка в целом.

 

Как же представленны нынешние денежные системы?

 

Несовершенство первых денежных систем привело к тому, что это вызвало потребность поиска свежих решений, которые имели возможность бы посодействовать стабилизации денежных взаимоотношений на крупном рынке. Этим решением стала Ямайская глобальная денежная система. Она была оформлена соглашением государств – членов МВФ в 1976 г., ратифицированным в 1978 г. Измененный Уставом МВФ обозначил структурные основы Ямайской денежной системы. Золотодевизный стереотип был заменен эталоном СДР. Основой новейшей денежной системы, интернациональным платежным средством официально признаны СДР. На их базе державы – члены МВФ обязаны характеризовать паритеты собственных СКВ. Впрочем фактически СДР не стали идеалом стоимости, основным интернациональным платежным и резервным средством. Сфера использования СДР урезана как правило операциями МВФ. Численность СКВ, курс которых закреплен к СДР, уменьшается, фактически остался баксовый эталон. Бакс как и прежде продолжал лидировать как интернациональное платежное и резервное средство.

В масштабах Ямайской денежной системы юридически оформлена демонетизация золота: отложена его официальная стоимость; прекращен обмен баксов на золото; золото исключено из расчетов меж МВФ и его членами; узаконен отказ от фиксирования золотого содержания государственных СКВ; проведена выборочная реализация золотого запаса МВФ либо возврат странам-членам доли данного запаса. Органы координации поступков государств – МВФ; совещания «в верхах».

 

Государствам предоставлено право выбора хоть какого режима денежного курса, то есть учтено либо сбережение системы плавающих денежных курсов в отсутствии лимитирования пределов их колебаний, или установление и поддержание устойчивых курсов государственных СКВ. Но державы фактически перешли еще с 1973 г. На режим плавающих денежных курсов, поскольку он наиболее гибкий, нежели фиксированные денежные курсы.

 

МВФ как и прежде призван усилить межгосударственное денежное регулирование, либерализацию денежных взаимоотношений методом отмены денежных ограничений. Ямайская денежная система продолжает стремится к совершенству для решения задач в денежных отношениях государств мира. А именно, данные трудности соединены с неэффективностью стереотипа СДР; противоречиями меж юридической демонетизацией золота и практической его ролью как чрезвычайных глобальных наличных средств; несовершенством расчетов плавающих денежных курсов; неодинаковым положением государств в мировой денежной системе; потребностью усиления координации валютно-экономической политики глобальных центров и стабилизации денежных механизмов.

 

Углубление действий западно-европейской денежной интеграции привело к созданию Европейской денежной системы (ЕВС), коя представляет из себя региональную денежную систему и сразу считается составляющим прогрессивной мировой денежной системы. Европейская денежная система сделана в 1979 г. С целью провоцировать интеграционные процессы; сделать европейский политический, финансовый и денежный альянс – Европейский альянс (ЕС); закрепить позиции Западной Европы; обеспечить европейскую зону устойчивости с собственной СКВ; оградить «единый рынок» от экспансии бакса.

ЕВС – подсистема мировой денежной системы. Отличительные черты западноевропейского интеграционного процесса характеризуют структурные основы ЕВС, отличные от Ямайской денежной системы. Взамен СДР был введен эталон ЭКЮ (1979 – 1998 гг.) – европейской денежной единицы. Сфера применения ЭКЮ включала не совсем только муниципальный, но и частный секторы, такие как депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных компаний и другие. Золото и баксы интегрированы в механизм эмиссии ЭКЮ методом соединения 20% официальных запасов стран-членов, возобновлены операции с денежным металлом – золотом. Был установлен режим плавающих курсов СКВ стран-членов ЕВС, предусматривающий пределы их обоюдных колебаний («европейская денежная змея»). Страны-члены ЕВС сделали свой орган межгосударственного денежного регулирования – Европейский фонд денежного сотрудничества (1979 – 1983 гг.), замененный в 1994 г. Европейским денежным институтом (1994 – 1998 гг.), а в июле 1998 г. Был создан Европейский ЦБ. 7 февраля 1992 г. Был подписан Маастрихтский договор, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Европейское общество стало официально называться Европейским союзом (ЕС). Свежая стадия в развитии Евро денежного союза связана с переходом к общей СКВ – евро.

 

Маастрихтский договор предусматривал поэтапное составление политического, финансового и денежного союза.

 

1-ый рубеж (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.) предусматривал развитие финансового и денежного союза, включая воплощение предварительных мероприятий. Много времени было уделено сближению значений финансового становления государств, понижению темпов стагнации экономики, уменьшению бюджетного недостатка, устойчивости курсов, оздоровлению муниципальных денег. В это время были бесповоротно отложены денежные лимитирования, установлено свободное перемещение капиталов внутри союза и меж третьими государствами. Данные меры были актуальны при подготовке внедрения евро как общей валютной единицы.

 

2-ой шаг (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.) описывал наиболее точные меры стран-членов ЕС к внедрению евро. В 1994 г. Начал работать Европейский денежный институт. Он был создан как самостоятельный от государственных правительств и наднациональных европейских органов.Задача его создания – обеспечивание важной подготовки для внедрения евро. В функции Европейского денежного института входили: ужесточение кооперации меж государственными центральными банками и координация денежной политики государств ЕС; контроль за колебаниями СКВ в масштабах Европейской денежной системы; определение правовых организационных и материально-технических предпосылок для создания Евро ЦБ. На данном шаге был принят ряд решений, регулирующих порядок (запрет) кредитования центральными банками государств муниципальных фирм прямого приобретения центральными банками долгов страны, установления реальной автономии ЦБ от правительств собственных государств и другие. На базе Европейского денежного института развился Европейский ЦБ, который начал работать с июня 1998 г. Основная задача его работы – поддержание устойчивости расценок и, в соответствии с этим, общей СКВ.

 

3-ий рубеж (1999 – 2002 гг.) предусматривал полный переход к единичной СКВ – евро. С 1 января 1999 г. Установлены фиксированные денежные курсы евро к государственным СКВ стран-участниц зоны евро, а евро делается их единой СКВ. Государственная СКВ сохранилась на время лишь в виде параллельной валюты (1999 – 2002 гг.). С 1 января 2002 г. Стартовал выпуск купюр и монет евро и размен государственных СКВ на евро, в середине 2002 г. Осуществился полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро. Начала собственную деятельность Европейская система ЦБ, включающая Европейский ЦБ и ЦБ государств зоны евро.

 

К задачам Европейской системы ЦБ относятся:

 

  • проведение общей денежной политики государств ЕС;
  • поддержание курса евро относительно к другим крупным СКВ;
  • управление заграничными резервами государств союза;
  • обеспечивание функционирования интернациональной платежной системы в зоне евро;
  • управление выпуском купюр в евро;
  • определение для любого ЦБ стран-членов квоты возможной эмиссии;
  • контроль за экономическими институтами в ЕС для обеспечивания устойчивости общеевропейской денежной системы.

 

4-ый шаг (с 2003 г.) описывает новейшие направления становления денежной системы, финансового денежного союза. Внедрение евро увеличивает связь меж финансовым и денежным союзом и третьими государствами, особенно европейскими.

 

Следовательно, в последствии создания Евро союза и развития Европейской денежной системы, работа государств входящих в ЕС стала способствовать видимым переменам в интернациональных финансовых, валютно-кредитных и экономических отношениях. Для банков введение евро значило развитие в ЕС общего рынка и унификацию услуг, а еще создание общего рынка муниципальных и корпоративных ценных бумаг. Переход на общую СКВ ужесточил бюджетную выдержку в странах-членах Европейского денежного союза. В перспективе им предоставляется возможность унифицировать налоговые системы, а перевод в евро всех обязанностей и активов стран-участниц разрешит понизить размеры денежных резервов в данных государствах, сделает лучше распределение капиталов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • Денежный курс
  • валютная система
  • денежная система государства
  • история денег
  • глобальная денежная система
  • СКВ
  • конвертируемость валюты

Похожие публикации

Комментарии (4)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP