Человек, полагающий, что инвестиции могут осуществляться исключительно в денежной форме, грубо ошибается. Подчас новые идеи, технологии и лицензии требуются организации ничуть не меньше финансов. Именно ноу-хау и являются основным объектом нефинансовых инвестиций.
Так, нефинансовые инвестиции предполагают вложение денег в нематериальные активы, в ремонт и модернизацию оборудования, покупку объектов природы. В развитых странах нематериальные инвестиции давно пользуются большой популярностью; объем таких инвестиций Китая за 2014 год превысил 88 млрд. долларов. В России же интерес к ним стал расти с начала 2000-х годов, когда стал активно развиваться институт авторского права.
Виды нефинансовых инвестиций
Согласно наиболее распространенной классификации нефинансовые инвестиции подразделяются на три основные группы, которые можно увидеть на иллюстрации:
Стоит рассмотреть каждый из видов:
- Инвестиции в основной капитал представляют собой вложение средств в модернизацию наличествующего оборудования или покупку нового. Такие инвестиции направлены на улучшение технической базы.
- Инвестиции в оборотные средства. В данном случае инвестиции могут быть направлены на приобретение сырья для производства.
- Долгосрочные нематериальные инвестиции. Этот вид инвестиций наиболее рискован, но и отдача от него значительно выше. Такие инвестиции направлены на поиск полезных ископаемых, разработку компьютерных программ, создание художественной ценности.
Россия и нефинансовые инвестиции
О том, растет или падает интерес российских предпринимателей к инвестициям в нематериальные активы, можно судить, исходя из государственной статистики:
Начиная с 2000 года, объем инвестиций в нематериальные активы неуклонно растет (даже невзирая на кризис 2008 года). Исключение – 2014 года, когда повышения достичь не удалось, что можно объяснить ноябрьским экстремальным падением рубля относительно евро и доллара (инвесторы затаились на два месяца).
В России нефинансовыми инвестициями занимаются в основном инвестиционные фонды, однако, в последнее время отечественные компании стали привлекательными и для зарубежных инвесторов. Современный инвестиционный рынок имеет тенденцию к глобализации, поэтому инвесторы все меньше внимания уделяют тому, откуда компания «родом».