Финансовый риск

Возможность потери финансовых ресурсов компании или индивидуального предпринимателя.

Он может быть связан с заключением сделок, связанных с использованием материальных ценностей или непосредственно денег, хозяйственной деятельностью и процессами, не зависящими от воли собственника капитала.

Падение покупательной способности национальной валюты

Финансовые риски возникают в силу множества факторов, присущих рыночной экономике. Общим видом, который касается всех граждан государства, а не только предпринимателей, является потеря покупательной способности денег. К этому ведут долгосрочные инфляционные процессы или резкий «обвал» национальной валюты, связанный с макроэкономическими и политическими процессами.

Потеря покупательной способности денег связана не только с инфляцией, но и дефляцией, а её причиной является демпинг, который порождается слишком высокой конкуренцией на рынке, в результате чего до грани банкротства доходит большая часть предпринимателей, что не выгодно государству и всем его гражданам.

Нестабильность курса валюты

Валютный риск — это ситуация, когда колебания курса могут быть не выгодными экспортёрам и импортёрам в равной степени. Он же связан и с ситуацией, когда предприниматели одного государства берут кредиты в банках другого. Чаще всего кредитование является постоянным процессом.

Резкий скачок в валютной паре может привести к тому, что для возврата предыдущих траншей кредита предприниматель вынужден повысить цену при реализации товара на внутреннем рынке.

Риск ликвидности и его последствия

Существуют и риски ликвидности, которые связаны со всеми видами названными выше. К примеру, если какое-то государство окажется на грани дефолта или он будет объявлен, то резко падает стоимость акций его компаний. В свою очередь это отражается на курсе валюты. Само качество товаров, произведённых в государстве, за крайне короткий срок упасть не может, но на международном рынке к ним начинают относиться с сомнением, что выражается в комплексных процессах, которые снижают актуальность товаров.

Инвестиционные риски

Отдельно следует выделить инвестиционные риски. Они могут быть непосредственными и портфельными. Непосредственные — это потеря денег от вложения в компании, которые оказываются убыточными в силу низкой эффективности хозяйственной деятельности.

Портфельные риски в основном связаны с биржевыми спекуляциями. Падение стоимости акций компаний приводит к убыткам инвесторов, которые могут иметь временный характер.

Кредитные риски

Кроме этого существуют процентные и кредитные риски, которые имеют отношение не только к банковской сфере. В эту группу попадают все взаиморасчёты между сторонами сделки. Так получатель мог не оплатить товар в силу своей недобросовестности или отсутствия денег на счетах. Подобное может произойти из-за того, что покупатель тоже не получил оплату от какого-то лица за свои товары или услуги. В 90-ых годах 20-го века — это было частым явлением и получило название «кризис неплатежей».

Оценка рисков

Существует множество методов снижения финансовых рисков. В их основе лежит аналитика и грамотное экономическое прогнозирование. Разработаны и различные методики оценки перспективных рисков. При проведении практических исследовательских работ нужно основываться ещё и на сравнительном анализе. Сам факт существования какого-то риска не говорит о том, что необходимо отказываться от инветиций в перспективные активы или хозяйственной деятельности. Неправильный взгляд на потенциальную опасность иногда приводит к неоправданному сокращению объема каких-то операций. К примеру, в начале нового витка кризиса многие банки почти полностью отказались не только от ипотечного, но даже потребительского кредитования. Впоследствии жизнь заставила вернуться к такой практике, несмотря на то, что никакого улучшения экономической ситуации не наблюдалось.

Во многом финансовые риски связаны с политической ситуацией в стране и мире. Часто это делает риск неуправляемым. Однако само его выявление может служить основой для изменения политики стратегического развития компании. К примеру, если какой-то вид деятельности выходит из разряда дающих прибыль из-за падения покупательной способности не только валюты, но и представителей целевой аудитории, то аналитика сможет лишь показать, что руководство должно принимать решения на базе реальных экономических факторов.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему