Валютный демпинг

Общее понятие демпинга

 

На современном мировом рынке существует переизбыток различных товаров и услуг, и присутствует стремительное развитие конкуренции. Следовательно, это влияет и на сами отношения между странами. Многие страны вместо того, чтобы использовать торговые ограничения, в конкурентной борьбе все больше используют разные меры по продвижению своих товаров на иностранные рынки сбыта.

 

Демпинг в свою очередь является одной из таких мер, своего рода проявлением ценовой конкуренции, а также формой ценовой дискриминации. Демпинг с английского означает сбрасывать, бросать, разгружать.

 

Другими словами демпинг – это средство финансовой политики, которое осуществляется продвижением товара на внешние рынки сбыта, за счет снижения уровня цен экспорта ниже номинального уровня, который установлен в этих странах.

 

Демпинг – является запрещенным методом конкуренции, что оформлено в национальных антидемпинговых законах с разрешением применять антидемпинговую пошлину, в случае установления факта демпинга.

 

Основной целью демпинга можно назвать захват новых иностранных рынков сбыта, и экспорт дешевых товаров, которые будут более конкурентоспособны, чем внутренняя продукция.

 

Таким образом, со стороны политики тоже можно увидеть заинтересованность в получении новых рынков сбыта при международной торговле с мало развитыми странами. Тогда при получении нового иностранного рынка можно говорить об установлении экономического контроля над этой страной и понижение уровня конкуренции с национальными производителями.

 

После Второй мировой войны специалисты по вопросам мировой торговли выделяли четыре вида демпинга:

 

1) ценовой – означал реализацию товара на иностранных рынках по цене ниже чем на национальном рынке.

2) демпинг сферы услуг – занижается цена экспортного товара за счет осуществления транспортных перевозок с применением льгот

3) социальный – низкие цены импортируемых товаров обуславливаются использованием труда заключенных.

4) валютный – манипулирование валютным курсом в целях получения преимущества у производителей товара стран-импортеров.

 

Сущность валютного демпинга

 

Валютный демпинг – это экспортирование товаров по заниженным ценам, чем у конкурентов, с получением прибыли от девальвации валюты.

 

Валютный демпинг имеет свойство распространяться практически на все товары, но при этом они не продаются по ценам ниже производственных.

 

Демпинг может осуществляться при условиях:

 

  • Конъюнктура рынка и несовершенная конкуренция
  • Разделение рынка на сегменты – возможность отделить цены внутреннего рынка от внешнего иностранного рынка
  • Разница в эластичности спроса на товар на рынках иностранных государств – за границей спрос на товар должен быть более эластичным, чем на национальном рынке

 

Демпинг напрямую связан с ценами на товары, и его использование прежде всего связано с целью захвата нового иностранного рынка сбыта. В условиях применения демпинга компании всегда поначалу несут большие убытки, тем не менее через определённое время они способны получать сверхприбыль. Если же демпингом пользуются государственные предприятия то их убытки покрываются с государственного бюджета за счет получения субсидий при осуществлении экспортных операций.

 

alt="валютный демпинг"

 

Механизм действия валютного демпинга

 

Покупательная способность валюты на внутреннем рынке выше чем на внешнем, вследствие обесценивания валюты из-за девальвации.

 

Валютный демпинг отсутствует, если:

 

- девальвация осуществляется как в стране-экспортере, так и стране-импортере;

- цены уравновешивают друг друга, из-за повышения цены на внутреннем рынке на ту же цену, на которую валюта этой страны обесценилась в соотношении с иностранной валютой.

 

alt="валютный демпинг"

  

Стимул повышения уровня экспорта

 

Получение дополнительной прибыли связано с разрывом между национальным курсом валюты в соотношении к валютам других стран, а также внутренней покупательной способностью денег этой страны.

 

Валютный демпинг характеризуется такими ситуациями:

 

- при экспорте товаров массово, экспортеры получают сверхприбыль от операций.

- при покупке товаров на внутреннем рынке по повышенным ценам вследствие инфляции, продают их на иностранном рынке за устойчивую валюту по сниженным ценам.

- экспортные цены снижаются за счет курсовой разницы, которую получают от обмена устойчивой иностранной валюты на девальвированную национальную валюту.

 

Таким образом, проводится параллель между товарным демпингом и валютным, основной чертой которых является экспортирование товаров по заниженной цене. Тогда как источником снижения экспортных цен товарного демпинга выступает – государственный бюджет, а валютного демпинга – курсовая разница.

 

Началом использования понятия валютного демпинга началось в 1929-1933 годах, в период Великой депрессии. Его возникновение было связано с неравномерным уровнем развития кризиса в мире. Экспорт по низким ценам стали использовать Япония, США, Германия и Великобритания.

 

Валютный демпинг нельзя назвать положительным качеством для развития страны, поскольку из-за него нарушаются международные экономические связи, возникает конкуренция недобросовестная. В целом для организации международной торговли валютный демпинг даже опасен, так как приводит к полной дезорганизации рынка и существует возможность возникновения торговой войны.

 

alt="валютный демпинг"

 

Влияние изменений валютного курса на национальные и международные отношения

 

При повышении курса валют:

 

  • Неэффективность экспортных операций
  • Расширение импорта, получение премии импортерами
  • Уменьшение объема национального производства и отраслей, которые занимаются экспортом товаров
  • Увеличение прибыли
  • Уменьшение реальной суммы внешнего долга в валюте

 

При понижении курса валют:

 

  • Сокращается экспорт капитала и инвестиций
  • Уменьшение внешнего долга в национальной валюте
  • Расширение производства товаров заменяющих импортные
  • Инфляция – рост цен в стране
  • Сокращение импорта
  • Масштабный экспорт товаров из страны
  • Получение курсовой разницы экспортерами при конвертации подорожавшей иностранной валюты на подешевевшую национальную.

 

Борьба с валютным демпингом

 

Антидемпинговые мероприятия являются одними из главных задач Всемирной торговой организации, в которую входит Россия. Данная организация прежде всего призвана регулировать торговые отношения, в следствие снижения вероятности появления валютного демпинга в развивающихся странах или высокоразвитых. Но Всемирная торговая организация также может привести к нежелательным последствиям, например разорению ряда предприятий.

 

Определяя валютный демпинг, принято использовать справедливые цены, определение которых вызывает некоторые трудности. Цена товара может меняться из-за ряда факторов, таких как, сезонность, рыночные факторы, связанные с условиями конкуренции, а также политикой в области установления тарифов или налогов в различных странах.

 

Именно 1967 год стал решающим в регулировании вопросов валютного демпинга, поскольку был принят Антидемпинговый кодекс, который содержал санкции на применение демпинга, в том числе и валютного. Таким образом было предусмотрено право за государством, которое несет убытки от демпинга, облагать товар специальной антидемпинговой пошлиной, которая служила своего рода курсовой разницей между ценой страны-экспортера на внутреннем рынке и ценой экспорта данного товара.

 

В современном мире при экспорте товаров их конкурентоспособность скорее будет определяться по качеству, гарантийному обслуживанию, уровню организации сбыта, а не только их ценой, следовательно завоевать новый экспортный рынок с помощью демпинга становится сложной задачей.

 

Антидемпинговая политика может также осуществляться вследствие изменения валютных курсов. Повышая внутренний курс валюты-экспортера либо обесценивания национальной валюты до такого уровня, при котором импорт будет совершенно невыгодным, то есть снижается его эффективность.

 

Если наблюдается переизбыток национальных товаров, то проводится субсидирование экспортных операций за счет государства, снижаются пошлины за экспорт, так же возможно применение скрытой формы субсидирования экспорта (вместо субсидий предоставляются доплаты производителям национальной продукции).

 

alt="валютный демпинг"

Последствия валютного демпинга

 

Страна, которая использует валютный демпинг, увеличивает прибыль экспортеров, при этом уменьшая уровень жизни населения из-за повышения цен на внутреннем рынке.

 

Тогда страна – объект валютного демпинга, снижает развитие экономики в разных отраслях, которые не способны конкурировать с дешевыми иностранными товарами, происходить увеличение уровня безработицы.

 

Не стоит забывать также производителей других стран, которые являются участниками внешнеэкономических отношений, и демпинговые меры одной страны могут негативно повлиять на экономику другой страны.

 

Производители товара страны-импортера всегда несут убытки от валютного демпинга, вследствие преодоления жесткой ценовой конкуренции. Тогда невыгодное положение занимают именно местные компании, так как снижают цены, и не имеют возможности компенсировать свои затраты за счет продажи товаров по высоким ценам на других рынках.

 

Следовательно, компании теряют часть рынка и несут крупные убытки. Для того чтобы защитить своих национальных производителей, каждое государство применяет антидемпинговые меры, по отношению к иностранным экспортерам.

 

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • Общее понятие демпинга
  • Демпинг
  • демпинг – это
  • Сущность валютного демпинга
  • Валютный демпинг
  • Механизм действия валютного демпинга
  • Стимул повышения уровня экспорта
  • Влияние изменений валютного курса
  • Борьба с валютным демпингом
  • Последствия валютного демпинга

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP