Венчурное предприятие

Небольшое предприятие, занимающиеся научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью и внедрением технических нововведений.

Итог деятельности предприятия — увеличение капиталовложения, либо его полная потеря (статистика свидетельствует о том, что полный крах терпят примерно 15 % всех проектов). Альтернативные названия — стартап, венчур.

Как правило, это небольшие компании (согласно законодательству РФ, с числом акционеров не более 50 человек), которые являются связующим звеном между наукой и производством — разрабатывают, тестируют прототипы, создают альфа-версии, закрытые/открытые бета-версии продукта/технологии.

Особенности

Особенность венчурного предприятия — долгосрочность инвестиций. Прибыль от вложений может быть получена по истечении двух — пяти лет. За это время компания проходит три фазы становления:

  • предстартовую с предпосевной, посевной стадиями, этапом создания прототипа;
  • стартовую с ранней или поздней стадиями запуска;
  • развития с этапами раннего роста, расширения, предфинальной стадией и выходом.

После фазы развития в случае успеха выпущенного продукта и формирования повышенного спроса, из-за потребности новых капиталовложений происходит либо продажа предприятия, либо его регистрация на фондовой бирже с последующим выпуском акций.

После создания прототипа и тестирования его на рынке, венчурное предприятие становится привлекательным для крупных холдингов, вкладывающих капитал в акции венчуров с целью реструктуризации деятельности.

Различают внутренние (независимые) и внешние венчуры. Организация первых происходит силами авторов идеи, вторых — с привлечением средств государственных/негосударственных фондов, вкладов юридических/физических лиц, грантов. Инвестиции в предприятие, осуществляются в несколько этапов, инвестиционные циклы венчурного капитала составляют 12 — 18 месяцев.

Оценить эффективность капиталовложения в венчурное предприятие с помощью ключевых экономических показателей сложно — основными ориентирами служат: стоимость привлечения клиента, ценность за жизненный цикл и групповой анализ.

Привлекательными сферами для инвестиционной деятельности в России в 2016 году были сектор телекоммуникаций (финансирование составило 83 млн. долларов), компьютерные технологии (удалось привлечь 14 млн. долларов) и медицина (вложено 12 млн. долларов).

Из известных примеров успешных венчуров можно назвать компании Apple, YouTube, Google, Intel. В России в 2009 году начал разрабатываться проект «Инновационная Россия-2020» предполагающий увеличение доли венчурных предприятий до 40 — 50%.

Преимущества и недостатки

Среди преимуществ венчурного предприятия — потенциал роста, возможность быстрой смены стратегии, гибкое управление, небольшие объемы инвестирования в предстартовой, стартовой фазах, среди недостатков — высокие риски и длительный срок реализации.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему