Золотое покрытие

С помощью золотого покрытия уже на протяжении нескольких столетий человечество практично и недорого придает многим изделиям новых свойств и необыкновенно красивого вида. Покрытие золотом — это процесс в результате, которого на изделие наносится тонкий слой золота, толщиной приблизительно 2 — 3 мкм, и только в некоторых случаях (когда изделие подвергается щадящему трению) покрытие составляет 20 —25 мкм.

 

Возникновение мастерства позолоты

 

Откуда же взялся метод золочения? История нас убеждает, что свойство золота быть пластичным раскрыли индусы. Они впервые стали производить золотые листы, которые имели толщину не более чем волосок. Технология покрытия такими листами ритуальных предметов также принадлежит древним индусам. Спустя какое-то время рецепт распространился на Восток, где его по максимуму использовали фараоны для своих гробниц, носилок и прочих вещей.

 

Свойство золота быть пластичным раскрыли индусы.

 

Самое раннее письменное подтверждение позолоты является Лукский манускрипт,  датированный VIII веком. Сборник содержал подробный рецепт приготовления полимента, использующегося в качестве основы в процессе позолоты. Исходными компонентами базиса были: тончайшей гипс, армянская глина и небольшое количество меда. Следует заметить, что это было не  единственное подтверждение использование позолоты в те времена.

 

Мастерство покрытие золотом пронеслось по всему миру, но особого развития искусство достигло в Киевской Руси. Золочение превратилось в неотъемлемый атрибут славянской иконописи во время всего существования. Практически с самых первых икон специалисты применяли главные приемы золочения. Мастерство позолоты на Руси развивался настолько хорошо, что опыт золочения славян сформировал отдельную школу, где передавались секретные методики и уникальные рецепты.

 

Со временем  золочения совершенствовались, а метод сам по себе распространялся на всевозможные объекты и вещи. Расцвет мастерства припадает на XVIII век.

 

Для чего покрывают золотом изделия?

 

Процесс нанесения золотого покрытия на поверхность по праву считается проверенный временем метод увеличения внешнего вида, а также улучшения разных свойств обрабатываемого материала. Например, покрытие из золота способно образовать надежную защиту от коррозии, которая может возникнуть в результате соприкосновения металла  с окружающей средой. Золото — это разносторонний материал, который со временем не поддается мрачнению и отлично переносит перепады температурных режимов. Поэтому золотое покрытие не трескает и не темнеет, а может сойти только впоследствии физического износа. Золотое покрытие обладает невероятной химической стойкостью, поскольку связывается с изделием непосредственно на молекулярном уровне.

 

Золочение превратилось в неотъемлемый атрибут славянской иконописи во время всего существования

 

Но главная первопричина, которая заставляет проводить процесс покрытия золотом — это желание увеличить  декоративную функцию изделий и придать им индивидуальности, превратить обычные вещи в эксклюзивный раритет.

 

Следует заметить, что толщина золотого покрытия ничем не регламентируется и может составлять как малую долю мкм, так и несколько мкм. Поэтому считается чем толще слой покрытия, тем чище само золото (выше его проба), тем соответственно надежное и долговечно будет служить покрытие, если соблюдалась технология нанесения драгоценного металла.

 

Существуют несколько методов нанесения покрытия. Однако самый прогрессивный из всех известных способов — это гальваническое покрытие золотом, поскольку в результате получается равномерный слой покрытия, который ко всему может иметь различные цветовые оттенки. При этом внешний вид покрытия не уступает золотому изделию.

 

Что поддают позолоте?

 

В наше время золотое покрытие достаточно распространенное явление. А благодаря современным нанотехнологиям его нанести можно практически на каждую вещь или деталь. Поверхности, что подходят для позолоты:

 

  • дерево;
  • керамика;
  • металл;
  • фарфор;
  • гипс;
  • картон и прочие.

 

Позолоченные серьгиНанесенный на любую из перечисленных поверхностей драгоценный металл создает абсолютную иллюзию того, что предмет изготовлен из чистого золота.

 

Применение золотого покрытия:

 

  • Ювелирные изделия бесспорно наиболее чаще поддаются позолоте. Благодаря данной технике удалось в несколько раз понизить стоимость украшений и тем самым сделать их доступными для более широкого круга покупателей. На сегодня каждая девушка имеет возможность побаловать себя позолоченными ювелирными изделиями, которые нереально отличить от абсолютно чистого золота. Идентичный дизайн, использование драгоценных или полудрагоценных камней и при этом цена намного дешевле.
  • Золочение любых деталей интерьера и экстерьера мотоцикла или автомобиля. Это могут быть  эмблемы, решетки, колесные диски, именные таблички, хромированные вставки, внутренняя отделка авто, некоторые части двигателя, брелоки ключей, ручки и прочее.
  • Предметы домашнего интерьера золотят с целью выделится, подчеркнуть свой статус. В эту группу входят любые детали декора — краны, ручки дверей, столовые приборы, рамы картин.
  • Золочение любых аксессуаров, которые принадлежат определенному владельцу. Таким образом, подчеркивается  индивидуальность человека. Это могут быть следующие вещи: телефоны, часы, портсыгары, медали, зажигалки, клюшки для гольфа, рыболовные или охотничъи принадлежности.

 

 Виды золотых покрытий в ювелирном деле

 

При золотом покрытии ювелирных украшений используют разные виды позолоты. При этом его цвет и характеристики зависят от пробы золота, его цвета, а также толщины покрытия.

Украшения наиболее чаще поддаются позолоте

 

 

  • Позолота высочайшего качества — это покрытие, выполнено из золота, как минимум 585 пробы. Чем выше используется проба золота, тем выше качество золотого напыления. Так, например, в золотом покрытии 585 пробы содержится 58,5% чистого золота, а впозолоте 750 пробы — 75% соответственно.
  • Позолоту из белого золота получают в результате смешивания желтого золота с серебром, палладием либо никелем. Сплав, что образовался наносят на серебреное изделие. Позолота с белого золота варьируется от 385 до 750  пробы. Толщина покрытия при этом составляет от 2,5 до 5 микрон.
  • Позолоту розового золота изготавливают из желтого золота с небольшим количеством миди, благодаря которой и получается приятный розоватый оттенок. Чаще всего данную позолоту наносят на серебряные изделия. Толщина покрытия при этом составляет от 2,5 микрон и выше.

 

Методы нанесения золотого покрытия

 

Как уже было сказано, методы золотых покрытий не забывали, несмотря на их вековую историю. Мастера же, наоборот, с каждым годом усовершенствуют способы позолоты, используя технололгии современности. На сегодняшний день один из наиболее древних и в то же время популярных способов нанесения золота является механический метод.

 

Механический метод позолоты или сусальное золочение

 

Покрытие сусальным золотом и до сих пор является наиболее актуальным, если речь идет о позолоте куполов. Сусальное золото  — это тончайшие золотые листки стандартного размера (91,5×91,5 мм). Толщина же такого листа в десять раз тоньше в сравнении с человеческим волосом. Они закладывались в специальные книжки, между листками тонкой бумаги. Толщина  листа не нормируется, от нее в принципе и зависит лигатурный вес сусального золота. Сусальное золото отечественного производства, как правило, выпускают в виде "книг", в которых содержится 60 листов.

 

Сусальное золото чаще всего идет для золочения куполов

 

Тонкое золото (1 — 2 г) применяют для работ внутри помещений, например, для золочения рам, золото  потолще (2 — 5 г) идет для золочения куполов, различных скульптур или на внешний декор. Пример такой позолоты — фонтан "Самсон", находящейся в Петродворце (использовалось 5-ти граммовое сусальное золото).

 

При позолоте куполов данная технология достаточно трудоемкая, более того, при роботе следует учесть  параметры влажности и температурного режима. В общем, технология позолоты куполов состоит из трех этапов:

 

  • приготовление поверхности;
  • приготовление материалов и нанесение грунтовочных смесей;
  • покрытие золотом.

 

 

Механический способ позолоты имеет два основных направления:

 

  • Масляное либо матовое золочение на масляной основе. Данное название способ получил из-за того, что золотой лист наклеивается непосредственно на масляной лак. К числу преимуществ такой позолоты можно отнести тот факт, что ее можно проводить практически на любых поверхностях (стеклянные, металлические, пластмассовые и прочие). Данный метод характеризуется простотой и эффективностью, однако, он не может похвастаться устойчивостью к атмосферным воздействиям и влажности. Ко всему добавляется также и то, что в процессе поверхность приобретает матовость, а поэтому добиться блеска невозможно.
  • Клеевая позолота (золочение на водно-клеевой основе) либо золочение на полимент. В принципе технология не изменилась с древних времен — на левкашеную резьбу наносят полимент до 10 слоев, после чего смоченную водкой поверхность накладывается посредством "лапки" сусальное золото. Данный метод незаменим для полиуретана либо древесины. С его помощью легко добиться максимального блеска. Имеет способ и недостаток — подходит лишь для золочения внутри помещений, ведь большая влажность пагубно влияет на левкас.

 

С  помощью клеевой позолоты легко добиться максимального блеска

 

От выбора метода будет напрямую зависит как результат работы (интенсивность блеска), так и процедура позолоты.

 

 Электрохимическое золочение

 

Середина прошлого века стала переломной в области позолоты, поскольку ученым Б. С. Якоби были открыты гальванопластика и гальваностегия. Такое открытие спровоцировало новый метод позолоты — электрохимическое золочение. Здесь также различают несколько направлений:

 

  • Способ электрохимической металлизации — более современный метод, характеризуется эффективностью. Использование специального источника питания, а также металлосодержащих гелей дают возможность наносить металл приблизительно в десять раз быстрее. Золотое покрытие в результате данного метода отличается мелкопористым слоем и высокой твердостью, все это благодаря тому, что в данном способе берут участие соли кобальта. Еще одно преимущество — золотое покрытие имеет молекулярную связь с поверхностью, на которую наносится.

 

При осуществлении метода отпадает потребность в необходимости резервуара для золочения, поскольку позолота наносится на изделия независимо от размера. Более того, метод не требует разборки изделия, ведь позолота наносится исключительно на токопроводящую поверхности, прочие же остаются невредимыми.

 

Пример позолоты на сувенирной продукции

 

Сфера применения электромеханической металлизации самые разные: от сувениров и до применения в медицине (при изготовлении зубных протезов).

  • Гальваническое золочение — самое распространенное направление. Изделие обязательно металлическое или проводящее ток помещают в электролит (раствор солей золота). Во время прохождения тока через раствор соли металла распадаются и частицы с положительным зарядом оседают на изделии. Технологически данный процесс достаточно несложный, ко всему формируется прочный слой наносимого металла.

 

 Амальгамное либо огневое золочение

 

Данный метод относится к древним, однако, применялся он недолго и не был популярным, несмотря на чрезвычайную стойкость покрытия. Причина очень проста — вредный производственный процесс. Так, в Петербурге существует всего один пример такого покрытия — купол Исаакиевского собора.

 

Огневое золочение предусматривает происхождение диффузии, то есть осуществляется проникновение на атомном уровне золота в металл поверхности. Суть метода — золото растворяли в ртути, после чего над раскаленными углями устанавливали медный лист и на него наносили амальгаму. При этом все время ее растирали. Впоследствии выпаривания ртути золотая пленка крепко схвачивается с основой. Таким образом, получали сверхпрочное золотое покрытие.

 

Плюсы и минусы золотого покрытия

 

Главное достоинство изделий, подвергающих позолоте — стоимость и доступность данной услуги. Так, за достаточно умеренную цену заказчик покупает роскошь и презентабельность, в случае позолоты ювелирных украшений либо индивидуальность и изысканность — если речь идет о позолоте интерьера и прочих предметов.

 

Позолота столовых приборов

 

Недостаток нанесения золотого покрытия является ограниченный срок службы, поскольку происходит износ позолоты через определенное время. При этом срок эксплуатации золотого покрытия зависит от следующих факторов:

 

  • предмета золочения;
  • толщины нанесенного золота;
  • частота использования позолоченной вещи;
  • предрасположенность предмета к механическим поврежденьям.

 

Тем не менее золотое покрытие на сегодняшний день пользуется небывалой популярностью.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • Золотое покрытие
  • золочение
  • позолота
  • методы золотых покрытий
  • сусальное золото

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP