Дефицит бюджета

Дефицитом бюджета называют состояние бюджета государства, характеризующееся неспособностью перекрытия получаемыми доходами расходной части. Этот процесс сопровождается возникновением отрицательного сальдо. Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.

 

Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние источники финансирования, вследствие чего увеличивается государственный долг.

alt="дефицит бюджета"

В качестве причин, способствующих возникновению дефицита бюджета, выступают следующие источники дефицита бюджета:

 

1) Увеличение расходов государства, обуславливаемых перестройкой структуры экономики и потребностью развивать промышленность.

2) Уменьшение количества доходов, поступающих в государственный бюджет при экономическом кризисе.

3) Чрезвычайные происшествия (военные действия, народные восстания, крупномасштабные техногенные катастрофы, бедствия, причиняемые стихией).

4) Неэффективная финансовая система государства.

5) Рост политического популизма – применения программ социальной направленности, не обеспеченных финансовым ресурсом.

6) Охват государственного сектора коррупцией.

7) Неэффективная налоговая политика, приводящая к увеличению экономического сектора, находящегося в тени.

 

Сокращение дефицита бюджета является серьезной проблемой по некоторым причинам:

 

  • Первая причина: из-за большого объема расходов, которые необходимо производить государству. Накапливаясь в течение десятилетий, часть таких обязательств не может быть сокращена. Если будут снижены другие, это, как непопулярная мера, затронет интересы определенной части населения.
  • Вторая причина заключается в сложности нахождения новых источников, которые позволили бы пополнить бюджет. Увеличение налогов оказывает негативное влияние на деловую активность в экономических секторах, как следствие экономика криминализируется, часть ее становится теневой, уклоняясь от налогов.

 

Классификация дефицита бюджета

 

В классификации бюджетного дефицита используется ряд критериев. Характер возникновения определяет случайный или действительный дефицит бюджета. При наличии временных остановок поступления и расходования средств отмечается случайный или кассовый дефицит. Такой вид дефицита бюджета обычно встречается в местных бюджетах, которые находятся в достаточно большой зависимости от одного из источников, финансирующего их.

 

Не восполняемое отставание увеличения доходов в бюджете от увеличения расходов является причиной действительного бюджета. Предельная величина действительного бюджета закладывается законом, регулирующим бюджет в течение финансового года, но при исполнении бюджета это величина может быть снижена или завышена.

 

При определении продолжительности дефицита можно различить хронический или временный бюджетный дефицит. Для хронического дефицита характерно ежегодное повторение его в государственном бюджете. Наиболее часто он проявляется при продолжительном экономическом кризисе. Для временного дефицита характерна меньшая продолжительность. Его последствия представляют меньшую опасность для экономических процессов, возникая вследствие случайного колебания дохода и расхода. Необходимо принимать во внимание, что неумелое управление временным дефицитом может привести к хроническому дефициту.

 

Относительно плана различают плановый (предусмотренный в законодательном акте) или внеплановый дефицит бюджета, вызванный непредвиденным увеличением расходов либо значительным уменьшением доходов.

 

Учитывая расходы на обслуживание долга государства, дефицит является первичным или вторичным. При первичном дефиците наблюдается значительное превышение бюджетной статьи расходов относительно доходов. Причиной вторичного бюджетного дефицита является расходы на оплату процентов по уже существующему бюджетному долгу.

 

В других странах также различают следующие виды бюджетного дефицита государства:

 

  • Дефицит циклического типа – характеризуется спадом активности в экономике и сокращением дохода от налогов.
  • Дефицит структурного типа – характеризуется положительным или отрицательным бюджетным сальдо при существовании безработицы в естественном количестве, естественном уровне ВВП, наличии налоговых ставок и платежей по трансферам, которые определены законодательством. Этот вид дефицита – результат проведения дискреционного вида фискальной политики.

 

Меры, позволяющие управлять дефицитом бюджета

 

Облегчить экономические последствия дефицита бюджета страны можно принятием ряда мер, позволяющих управлять дефицитом.

 

1) Эмиссионное покрытие.

Выпуск дополнительных денежных средств позволит уменьшить или полностью покрыть дефицит бюджета. Эта мера приводит к инфляции, обесценивающей долг внутри страны, одновременно удешевляя мероприятия по его обслуживанию. При достаточно высоких темпах инфляции, могут отмечаться даже отрицательные ставки процентов, выплачивающихся по ценным государственным бумагам. В тоже время при высокой инфляции, которая может привести к гиперинфляции, наносится значительный вред экономике, который приводит денежную систему к деградации, обесценивает сбережения населения, сопровождаясь экономическим спадом. Дополнительно при инфляции государству приходится для каждого нового выпуска государственных бумаг устанавливать более высокую процентную ставку и вводить бумаги, имеющие плавающую процентную ставку. Из-за этого выгода, предоставляемая эмиссионным покрытием, значительно снижается.

 

2) Покрытие дефицита бюджета с помощью налогов.

Вводя дополнительные налоги и увеличивая ставки уже имеющихся налогов возможно в быстрые сроки увеличить бюджет страны. Но через некоторый период времени эта мера может сделать невыгодными вкладывание инвестиций в производство и предпринимательскую активность, приводя к снижению производства и увеличению доли теневой экономики. Следовательно, покрытие дефицита увеличением налогов дает эффект на короткий промежуток времени, через определенное время снижая доходы, получаемые бюджетом из-за уменьшения налогооблагаемых предприятий.

 

3) Секвестрование.

Является пропорциональным снижением имеющихся в бюджете статей расхода на какую-то определенную часть. Применение этого метода рассчитано на весь бюджетный год. Высшие органы власти могут определить ряд статей расхода, защищенных от секвестрования. Некоторые статьи, например, касающиеся выплаты внешнего долга страны, нельзя секвестровать.

 

В США, например, различают прямой (обязательный) и дискреционный тип статей расхода бюджета. Так как действующее законодательство гарантирует прямой тип расходов – социальных пособий, медицинских программ и т. п. – их нельзя урезать. Дискреционный тип расходов каждый год рассматривает и утверждает конгресс США, устанавливая лимит этого вида расходов. При превышении фактических расходов данных лимитов применяется секвестрование для уменьшения дефицита бюджета.

 alt="дефицит бюджета"

 

Финансирование дефицита бюджета

 

Финансирование дефицита бюджета производится двумя способами: денежным и долговым.

 

При денежном финансировании покрытие дефицита бюджета осуществляется правительством получением кредитов центробанка. При этом подразумевается выпуск (эмиссия) денег. Этот вид финансирования используют только в случае крайней необходимости из-за очень неблагоприятных последствий, которые могут произойти в экономике. Результатом использования этого инструмента является увеличение национальной денежной массы на определенное количество, которое не обеспечено выпускаемыми товарами и предлагаемыми услугами. Это приводит к росту инфляции, нарушению нормального механизма образования цены и итоговому падению курса национальных денег.

 

Дополнительно может проявиться «эффект Таньзи» как отрицательное следствие инфляции. Он заключается в сознательном оттягивании налогоплательщиками уплаты налога в бюджет. Отсрочка обесценивает эти деньги, снижая налоговую нагрузку, следовательно, уменьшая доходы, получаемые бюджетом и усугубляя дефицит бюджета. Из-за этого законодательством многих стран накладываются серьезные ограничения по применению этого метода для финансирования дефицита бюджета. В некоторых странах имеется запрет на кредитование правительства страны центрабанком. Бюджетный кодекс России сейчас также запрещает финансирование выпуском денег.

 

Финансирование долга производится выпуском приносящих доход обязательств государства, размещающихся и находящихся в свободном обращении в условиях фондового рынка, через определенное время погашаемых государством. Так как деньги при этом получаются от населения, денежная масса не растет.

Следовательно, имеются такие источники финансирования дефицита долговым способом:

 

  • Кредиты, предоставляемые банками и небанковскими кредитными организациями.
  • Кредиты, предоставляемые иностранными государствами, международными финансовыми организациями.
  • Выпуск государством займов в виде ценных бумаг.
  • Кредиты для бюджета, предоставляемые другими уровнями системы бюджета.
  • Доходы, получаемые от реализации государственного имущества:

а) акций и долевых участий в промышленных предприятиях,

б) земельных участков и объектов природопользования,

в) государственных запасов металлов и камней, являющихся драгоценными.

 

Долговое финансирование имеет очевидное преимущество. Но имеются и отрицательные стороны заимствования государством. При приобретении государственных обязательств владельцами капитала, происходит сокращение инвестиций в экономические секторы, что снижает и предпринимательскую активность.

 

Источники финансирования дефицита бюджета

 

Финансирование бюджетного дефицита производится различными источниками внутреннего и внешнего типа.

 

1) Источники внутреннего типа.

В эти источники входят полученные в результате размещения бумаг, имеющих государственную ценность и имеющих номинацию в валюте страны:

 

  • кредиты, получаемые бюджетом;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций или международных финансовых организаций;
  • другие источники финансирования бюджетного дефицита внутреннего типа:

а) средства, полученные при реализации акций или других форм государственного участия в денежных вложениях;

б) средства от реализации запаса металлов и камней, имеющих драгоценность;

в) разница курса в средствах бюджета;

г) другие источники финансирования внутреннего типа.

 

2) Источники внешнего типа

Источники финансирования бюджетного дефицита внешнего типа включают:

 

  • Денежные средства, полученные за счет размещения займов государства, осуществляемых выпуском ценных бумаг государством или регионом, имеющих стоимость в валюте других государств;
  • Кредиты, предоставляемые иностранными государствами, международными финансовыми организациями, другими субъектами прав и иностранными юридическими лицами в валюте иностранных государств, в том числе иностранных кредитов (заимствований);
  • Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в валюте иностранных государств;
  • Другие источники финансирования бюджетного дефицита внешнего типа.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • дефицит бюджета
  • финансирование дефицита бюджета
  • источники дефицита бюджета
  • источники финансирования дефицита бюджета

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP