Антимонопольная политика РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для динамичного развития российской экономики очень важна антимонопольная политика, проводимая современным правительством. Так, должным образом продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей:

 

  • Будет стабилизирован рынок
  • Будет усовершенствована экономика в целом
  • Будет развиваться конкуренция.

Об антимонопольной политике РФ также читайте на ANSWR

Виды антимонопольной политики

 

На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики:

 

  • В отношении искусственным монополиям
  • В отношении естественных монополий.

 

Однако прежде, чем мы углубимся в вопрос, который связан с российской антимонопольной политики, вниманию читателя предлагается сама сущность монополии.

 

Как известно, монополия – понятие многоаспективное и очень важное – даже в мировой экономической теории было введено достаточно распространенное понятие «теории монополии». В рамках приведенной теории монополию принято рассматривать сквозь призму следующих аспектов:

 

  • Рыночные итоги
  • Рыночное поведение
  • Рыночная структура

Определение монополии – перед нами форма рынка, по условиям  которого предложение исходит лишь от одного субъекта.

 

Какие признаки имеет монополия?

 

  • На монополизированном рынке работает только 1 продавец и присутствует множество покупателей;
  • Продукция, производимая монополистом, уникальна – товаров-заменителей на рынке нет
  • Новые продавцы не могут войти в рынок (по причине созданных барьеров – система выдаваемых на деятельность лицензий, размеры предприятий, монопольное право собственности в том числе);
  • Нечестная конкуренция.

 

Виды монополий

 

Закрытая монополия. Наиболее защищенная от конкуренции, может быть использован институт авторских прав, патентная защита, юридические ограничения.

 

Естественная монополия. Образуется в отраслях, где средние долгосрочные издержки достигнут абсолютного минимума лишь тогда, когда один продавец начинает обслуживать весь рынок.

 

Открытая монополия. В этом случае продавец – единый поставщик продукции, не имеющие юридической защиты от конкуренции. Простой пример – фирмы, которые вышли на рынок с новым продуктом, не имеющим аналогов.

 

Монополия – естественное явление, которое существует практически во всех странах. Основная особенность монополии в России – ее наследственность от государственного монополизма (еще советской экономики).

 

Советская (социалистическая экономика) – это мощный народнохозяйственный комплекс, в рамках которого каждые из предприятий не имеют автономности, а входят в государственную структуру и имеют зависимость от других предприятий.

 

Так, в СССР имела место командная экономика, которая построена на:

 

  • Глобальном планировании;
  • Политике государственного ценообразования;
  • Централизованном распределении материальных ресурсов.

 

Предприятия подчинялись монополизму предприятий, центральных ведомств, а также министерств. Очень часто чтобы удовлетворить потребности государства в продукте производство поручали 1-2 предприятиям.

 

По причине начала рыночных реформ в РФ (90-е года 20 столетия) монополистические тенденции стали усиливаться – причем это напрямую связано с распадом Союза, а также ослаблением связи с союзными республиками. Были созданы новые монополии, которые раньше не являлись едиными производителям продукта на территории СССР, однако ставшие такими по причине сокращения территории республики (приобретение независимости).

 

Как формировалась российская антимонопольная политика?

 

На самом деле, антимонопольная политика РФ, созданная в государстве, преследует несколько глобальных целей:

 

  • Развить конкурентные начала;
  • Стимулировать частное предпринимательство.

 

Антимонопольное же регулирование представлено в России в двух методах:

 

  • Косвенный метод – финансово-кредитное регулирование, направленное на преодоление монополий в экономике;
  • Простой метод – регулирование, которое предупреждает или устраняет монопольное положение субъектов рынка.

 

Основная суть проводимой правительством антимонопольной политики – с выгодой использовать крупномасштабную экономику и, при этом, нейтрализовать ее побочные последствия, которые возникают по причине ослабления конкуренции на рынках страны.

 

Таким образом, специфика отечественных монополий оказала существенное влияние на особенности регулирования их деятельности законодателем. Так, в странах развивающегося капитализма монополии были организованы лишь после появления рыночных отношений – при этом государство, стремящееся препятствовать удушению конкуренции, вводит ограничивающие нормы.

 

В свою очередь, отечественное законодательство, регулирующее вопросы конкуренции разрабатывалось только при формировании рыночных отношений и при очень серьезных существующих монополиях. Антимонопольная политика преследует несколько важных целей:

 

  • Ограничение монополизма,
  • Ограничение злоупотребления доминирующим положением,
  • Исполнение правил конкуренции,
  • Наказание за нарушение правил,
  • Создание конкурентной среды.

 

Отметим, что первый антимонопольный закон был издан 22.03.1991 года - «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

 

Со времени приобретения независимости и по 1999 год российское правительство принимает множество необходимых законов, которые впоследствии были трансформированы в организационно-правовую базу, призванную регулировать монополии.

 

Впрочем, спустя 8 лет со старта государственных реформ 1991 года появилась реальная необходимость совершенствования антимонопольного законодательства, которая выражается в обновлении правовой базы. Новая правовая база позволит:

 

  • Пресечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов,
  • Пресекать злоупотребления рыночной властью,
  • Применение штрафных санкций по отношению к физическим и юридическим лицам,
  • Регулировать качество товаров и услуг на рынке.

 

Как следствие, в 1999 году создается МАП – Министерство по антимонопольной политике. Причем создан МАП на базе ГКАП (Государственный комитет по антимонопольной политике).

 

Сегодня МАП включает в себя следующие органы

 

  • ФСЕМС - Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи;
  • ФСЕМТ - Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте;
  • ГКРП - Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.

 

Впрочем, на данный момент, предпринятые меры для успешного и свободного развития конкуренции в стране явно недостаточны. По мнению специалистов, основные причины невысокого уровня развития конкуренции на территории страны:

 

  • Не появилось эффективных собственников, которые заботятся про развития предприятия
  • Неиспользование потенциала реструктуризации предприятий
  • Малый бизнес не получит серьезного развития.

 

Отметим, что в западных и европейских государствах именно малый бизнес – это естественная база для формирования конкурентной среды. Именно малый бизнес служит своеобразной испытательной площадкой для новых экономических и технологических проектов. Есть возможность маневрировать капиталом (переключаясь на различные виды деятельности), снижаются операционные расходы, а сотрудники имеют высокое чувство причастности к делам фирмы.

 

Развитие малого бизнеса и антимонопольной политики

 

Чтобы успешно развивать малый бизнес, нужны:

 

  • Льготное налогообложение,
  • Предоставление доступных кредитов,
  • Создание консалтинговых, деловых, информационных центров,
  • Привлечение малых предприятия в новейшие сферы деятельности.

 

Для успешного развития антимонопольной политики, развития конкуренции и демонополизации экономики РФ нужны такие шаги:

 

  • Максимально жесткие меры воздействия против региональных властей, которые препятствуют свободе перемещения капитала и товаров по РФ
  • Создание антимонопольного контроля за проведением торгов, аукционов, конкурсов
  • Постоянное совершенствование нормативного регулирования за использование государственных средств

 

Какие методы использует российская антимонопольная политика?

 

Наиболее действенной мерой в России по сей день является ограничительная мера, предусмотренная « законом «О конкуренции». Строгие запреты на недобросовестную конкуренцию, монополистическую деятельность, а также действия органов власти, впрочем, могут оказать негативное влияние на развитие конкуренции.

 

Современные запреты на монополистическую деятельность разделены на несколько видов:

 

  • Запрет развития ограничивающих конкуренцию соглашений
  • Запрет предприятиям злоупотреблять доминирующим положением

 

Как показывает практика, именно такие злоупотребления составляют больше 60% нарушения антимонопольного законодательства.

 

Также на рынке часто встречаются следующие нарушения:

 

  • Навязываются заведомо невыгоднее условия договора контрагентам;
  • Не соблюдается порядок ценообразования.

 

Современное законодательство также накладывает запрет на установление монопольно низких и монопольно высоких цен, создание дефицита путем изъятия товара из обращения и навязывание контрагентам условий, который невыгодны для них.

 

Монопольно низкая цена – стоимость приобретаемого товара, которая установлена доминирующим покупателем на рынке с целью получения дополнительной прибыли или компенсации необоснованных трат за счет продавца. Иными словами, стоимость товара искусственно занижается для вытеснения с рынка конкурентов.

 

В свою очередь, монопольно высокая цена – стоимость, которая устанавливается доминирующим хозяйствующим субъектом для компенсации неполного использования имеющихся производственных мощностей.

 

Если на данном этапе в России практикуют монопольно высокие цены, то по мере развития конкуренции значительно повышается вероятность использования монопольно низких цен. Многопрофильные компании, используя возможности перекрестного субсидирования, искусственно занижают стоимость продукции для блокирования конкурентов. Это создает необходимость строгого контроля финансово-промышленных групп.

 

Запреты и ограничения

 

Современная антимонопольная политика стремится запретить соглашения, которые ограничивают конкуренцию. В частности, речь идет про:

 

  • Отказы контрагентов от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами;
  • Соглашения, которые препятствуют выходу на рынок других предприятий;
  • Соглашения между предприятиями о разделе рынка по ассортименту продукции или территориальному принципу;
  • Другие ценовые соглашения.

 

Так, по действующему законодательству РФ - "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в случае, если предприятие достигло определенного порога по заданному объему операций, возникает необходимость получения согласия антимонопольного органа на собственные действия (это называется предварительный контроль), а также последующего уведомления про них (речь идет о последующем контроле).

 

Антимонопольные службы контролируют:

 

  • Ликвидацию и разделение унитарных муниципальных предприятий
  • Присоединение и слияние коммерческих объединений, организаций, ассоциаций и союзов.

 

Получить согласие в антимонопольной службе необходимо также:

 

  • Если группа лиц покупает доли (акции) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если она имеет право распоряжаться более 20% ценных бумаг. Неактуально для учредителей хозяйственного общества (при образовании).
  • Если группа лиц получает в пользование/собственность крупные активны другого предприятия (процент сделки должен превысить 10% от балансовой цены средств, а также активов отчуждающего имущество предприятия).
  • Группа лиц приобретает права, которые дают возможность определить функции исполнительного органа.

 

Учредители, которые создают новый хозяйствующий субъект, освобождаются от предварительного контроля, однако на них накладывается обязанность в уведомлении антимонопольных органов про создание предприятия в срок не более 15 дней со дня регистрации.

 

Современное антимонопольное законодательство РФ также не разрешает сделки и действия, по итогам которых устанавливаются или расширяется рыночная власть коммерческой организации в случае, если негативные последствия для конкуренции не будут компенсированы повышением конкурентоспособности на международном и внутренних рынках. Таким образом, существующая форма контроля не мешает отечественным предприятиям интегрироваться для успешной конкуренции с зарубежными производителями.

  

Запрет на недобросовестную конкуренцию

  

Прежде, чем перейти к анализу запрета не недобросовестную конкуренцию в современных российских реалиях, потребуется разобраться с определением.

 

Недобросовестная конкуренция – это действия, которые направлены на получение противоречащих закону преимуществ и которые причинили (или причиняют в перспективе) убытки конкурентам, и нанести ущерб деловой их репутации.

 

Под недобросовестной конкуренцией понимают также распространение неточных, ложных и искаженных заблуждений, которые причиняют убытки или наносят ущерб, вводят потребителей в заблуждение про место изготовления, потребительских свойств и качества товара, некорректном сравнении товара с другой продукцией конкурентов.

 

Действия законодателя

 

Также к недобросовестной конкуренции законодатель приравнивает разглашение, использование, получение научно-технической, торговой информации, коммерческой тайны без обязательного согласия собственника.

 

Российская антимонопольная политика запрещает антиконкрентные действия органов управления и власти. Как следствие, развитие рыночных отношений подразумевает устранение вмешательства государственных органов власти в деятельность компаний.

 

По законам РФ запрещено совершать действия и принимать нормативные акты, ограничивающие самостоятельность предприятий, создающие благоприятные условия для других (в ущерб другим) или дискриминирующие предприятия. Другими словами, запрещено предпринимать действия, что ограничивают свободную конкуренцию, а также ущемляют интересы граждан и предприятий.

 

Также существует запрет на создание государственных комитетов, министерств для монополизации производства или дальнейшей реализации товаров. Из этого следует, что решения органов местного самоуправления и исполнительной власти должны быть согласованы с антимонопольным комитетом (по вопросам реорганизации, создания, ликвидации предприятий).

 

Инструмент антимонопольного контроля

 

Сегодня в РФ очень широко используют реестр в качестве инструмента антимонопольного контроля. По итогам анализа состояния товарного рынка, а также доли предприятий-участников они могут быть внесены или исключены из государственного реестра.

 

Такими вопросами занимается МАП или же территориальные управления МАП. Основная цель создания реестра – получение информационной базы о самых крупных субъектов рынка, контроль соблюдения субъектами антимонопольного законодательства.

 

К сожалению, РФ подверглась негативному воздействию отраслей, которые являются естественными монополистами на рынке. На данном этапе работают более четырех тысяч монополистов (естественных монополистов – 500), продукция их составляет 7% от общего количества выпускаемых товаров.

 

Яркий пример естественного монополиста:

 

  • «Газпром»,
  • Министерство путей сообщения,
  • РАО «ЕЭС России».

 

По мере сокращения темпов производства в РФ спрос на услуги и продукты, что производятся естественными монополиями, быстро снижается. Приведенные выше отрасли очень капиталоемкие, а издержки у монополистов возникают постоянно.

 

Не так давно монополисты финансированы инвестиции, прежде всего, за счет своих внутренних источников (это стабилизационные и инвестиционные фонды, которые были сформированы за счет прибыли и себестоимости) – как следствие, это создало огромную нагрузку на тарифы для конечного потребителя.

 

Немного истории. В период с 93 до 96 года отраслевые цены естественных монополий России стали быстро расти (превышая темпы роста других отраслей экономики). Как следствие, цены были вплотную приближены к мировым, а некоторые и вовсе их превзошли. Это спровоцировало давление на правительство со стороны потребителей – в частности, имело место требование заморозить цены.

 

Очень значительный и быстрый рост цен в газовой промышленности, энергетике и ж/д транспорте инициирует постановку вопроса про обоснованность текущего уровня издержек, к которым относятся социальные выплаты, заработная плата или инвестиционная деятельность, а также соответствие производимой продукции текущему уровню мировых цен.

 

Закон «О естественных монополиях», призванный урегулировать данные вопросы, был подготовлен в 1994 году.

 

Регулирование естественных монополий

 

Сегодня под действие вышеупомянутого закона подпадает:

 

  • Транспортировка газа по трубопроводам;
  • Транспортировка нефти по трубопроводам;
  • Услуги по передаче тепловой и электрической энергии;
  • Ж/д перевозки;
  • Услуги аэропортов, портов, транспортных терминалов;
  • Услуги почтовой связи.

 

Правительство использует следующие методы регулирования естественных монополий:

 

  • Прямое определение тарифов или же назначение их предельного уровня;
  • Определение потребителей для обязательного обслуживания;
  • Установления минимального уровня обязательного обеспечения потребителей;
  • Контроль деятельности естественных монополистов (инвестиционные проекты);
  • Реализация или сдача в аренду имущества, сделки по приобретению прав собственности.

 

Кто контролирует естественных монополистов

 

В 1995 году правительство формирует систему регулирующих органов, которые действуют автономно по отношению к отраслевым министерствам – Федеральная (и региональная) энергетическая комиссия для контроля за ценами на тепло- и электроэнергию.

 

Иные естественные монополии контролировались:

 

  • Министерством связи;
  • Министерством путей сообщения;
  • Минтопэнерго;
  • Министерством экономики.

 

Российские реалии

 

Современный процесс формирования органов регулирования носит продолжительный и очень болезненный характер – профильные министерства очень неохотно отдают соответствующие полномочия. Основные проблемы:

 

  • Острая проблема финансирования;
  • Сложность в привлечении квалифицированных кадров;
  • Сложность в разработке методов регулирования;
  • Необходимость улучшения нормативной базы.

 

Тем не менее, в случае создания эффективной системы регулирования РФ сумеет сформировать управляемую и компактную сферу регулирования монополистов на рынке.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • экономика
  • антимонопольная служба
  • ФАС
  • конкуренция
  • контроль
  • государство

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP