Франчайзинг

Что нужно сделать, чтобы сразу выйти на крупный рынок торговли, и тем самым быстро окупить затраченные средства в бизнесе, так сказать выйти в плюс? Можно обозначить один из самых приемлемых вариантов – это франчайзинг. Если говорить коротко, то это заключение соглашения между двумя сторонами - первая именуется франчайзером, а вторая – франчайзи, на передачу второму участнику соглашения - право на определенную модель бизнеса вместе со множеством сведений и рекомендаций. Иначе, получатель – франчайзи становится пользователем товарного знака, возможность работать от имени «франшизодателя», которым и является франчайзер за определённую плату.

 

Проще говоря, франчайзинг – это арендование исключительных прав на франшизу, бренд и прочего. Обычно, отношения между франчайзером (тот, кто дает), и франчайзи (тот, кто получает) регламентируется таким документом, как договор франчайзера. Суть этого договора и его содержание может меняться в каждом отдельном случае, заключая в себе простые рекомендации и жесткие требования, выходить за рамки которого «смертельно» опасно для получателя франшизы. Также в этом соглашении четко устанавливается стоимость передачи прав на пользование брендом, знаком, а также период уплаты. Не исключен и тот прецедент, когда франчайзер не взимает плату за пользование ТОВ – знаком, но на таком условии получателю, скорее всего, придется осуществлять закупки в указанном месте, или же приобретать сервис, работы у франчайзера, и зачастую по завышенным ценам.

 

Кроме того, отдельный пункт договора о передаче франшизы является и условия пользования брендом, торговым знаком. Такие условия также варьируются от простых (небольшие рекомендации о стилистике и окраске объектов), и заканчивая строгими требованиями (от количества и фирмы компьютеров, заканчивая униформой и вырезом блузок у сотрудников).

 alt="франчайзер"

Известный исследователь в области маркетинга Фил Котлер обозначает главные особенности франчайзинга:

 

  • франчайзер получает «проценты» с франчайзи за использование ТОВ – знака;
  • получатель франшизи (франчайзи) обязательно делает начальный вклад для права вступления в систему бизнеса;
  • франчайзер делится собственной системой бизнеса.

 

Франчайзинг - с чего все начиналось?

 

Несмотря на малое развитие франчайзинга на пространстве стран бывшего СССР, его история развития уже перевалила за столетие. Считается, что первой компанией, которая применила деловые отношения по типу франчайзинга, является предприятие швейных машин Зингера (это был 1851 год). Система продажи и обслуживания швейных машин, которую изобрел Исаак Зингер, опередила свое время. Основатель франчайзинга заключал договора с крупными торговцами о передаче франшизи, в особенности - право на продажу, оказание услуг по ремонту на конкретной территории США. И таким образом, Исаак Зингер сумел «убить сразу двух зайцев». Он реализовал первую в мире систему франчайзинга, благодаря которой мощности его компании обеспечили массовое производство швейных машин, но не имела достаточных «точек» для ремонта и обслуживания швейных агрегатов. Заключение договоров франчайзинга позволило крупной компании передавать часть франшизи независимым компаниям дистрибьюторам с условием оказания сервиса услуг реализуемой продукции. Минимальные затраты позволили Зингеру развернуть крупную сеть обслуживания швейных машин без повышения цен на продукцию, и таким образом – его предприятие имело высокую конкурентоспособность.

 

20-е годы в США стали началом развития стандартного товарного франчайзинга. По принципам инновационной системы, стали устанавливать отношения владельцы розничных магазинов и оптовики. Её суть в том, что оптовый продавец предоставлял розничным магазинам хорошие скидки на продукцию, использование почти безвозмездно (за незначительную плату) торгового знака, и при этом розничные продавцы оставались независимыми.

 

Экономический кризис 30-х годов стал в США началом франчайзинга в нефтяной сфере рынка. Благодаря этому, появились прообразы первых сетевых бензоколонок, которые принадлежали независимым компаниям, и пользователям торговых брендов (франчайзи). Зачастую, отдельные станции передавались в аренду мелким предпринимателям.

 

Долгое время классический франчазинг по типу отношений права франчайзера– франчайзер и товары/услуги оставался без изменений, и лишь к 50-ым годам прошлого века начал все-таки видоизменяться, принимая современный «облик».

 

После Второй мировой войны, Рэй Крок, «отец» компании Мак Дональдс, проявляет немалый интерес к одному небольшому ресторану в Сан Бернадино на западном побережье американского континента. Его деловые переговоры с владельцами ресторана прошли успешно: Крок стал владельцем франшизи на куплю/продажу ресторанов этой сети. Спустя десять лет, Рей Крок основывает компанию Мак Дональдс Систем Инк., которая берет свой «ориентир» на формирование взаимоотношений по типу бизнес – франчайзинга. Новый вид передачи франшизы включает в себя и передачу франчайзи модели бизнес – управления.

 

В Российской Федерации франчайзинг лишь начинает свои «первые шаги». Распространением подобной модели деловых отношений занимается отдельная часть сети магазинов «Пятёрочка», часть салонов от компании «Евросеть», предприятие «2ГИС», и фирма IT – технологий 1С. И тут же отметим, что договор франчайзера в российском законодательстве регламентируется благодаря договору коммерческой концессии.

 

Основы договора коммерческой концессии

 

alt="франчайзер"Суть этого документа состоит в следующем. Правообладатель (франчайзер) предоставляет в обязательном порядке пользователю (франчайзи) на некоторый срок, или же в бессрочное пользование право на пользование в предпринимательской деятельности получателя целый комплекс исключительных прав, владельцем которых является первая сторона соглашения. В этот комплекс входят – право на «бренд», торговую марку, и права на прочие объекты, исключительным владением которых является правообладатель. Таким может стать «секрет производства», ноу-хау, и пр.

 

Кроме того, в рамках договора о коммерческой концессии могут выступать такие пункты, как использование деловой репутации, коммерческого опыта и прав на торговую марку в ограниченном объеме (устанавливаются минимальный и максимальный уровень пользования). Зачастую, если этот пункт включен в соглашение, то правообладатель указывает и определённую территорию и/или сферу деятельности (продажа товаров, изготовление продукции, оказание сервиса и пр.)

 

Сторонами такого соглашения не всегда могут быть юридические лица (компании), но и также индивидуальные предприниматели, физические лица.

 

Плюсы бизнес – франчайзинга

 

Для правообладателя:

 

Для владельца франшизы приоритетом в создании подобной системы взаимоотношений является то, что так франчайзер может гарантированно реализовать часть продукции, услуг, материалов и пр., которые обязуется по договору приобретать получатель торговой марки. Если доход становиться стабильным, то можно разворачивать новые кампании продвижения деятельности с прогнозами на будущее. При этом, владелец не имеет лишних проблем и трудностей, которые есть у обычных игроков на рынке, что сулят дополнительные траты – это контроль качества, обучения и подбор сотрудников. Вдобавок к этому, разворачивание целой сети франчайзинговых отношений является отменной рекламой для торгового знака без лишних расходов.

 

Для получателя исключительных прав:

 

  • Пользование стабильной бизнес – моделью

Прежде, чем «продавать» собственный торговый знак на рынке, владелец франшизы должен отработать собственную концепцию бизнеса, «отточить» все процессы и повысить эффективность ведения дел в «рабочей» сфере рынка. Более того, франчайзер на момент создания взаимоотношений по типу франчайзинга, уже должен иметь «главное» предприятие, из которого будет происходить «размножение» и создание дочерних компаний. И потому, предприниматель, получая франшизу, одновременно становится владельцем работающей системы ведения бизнеса.

 

  • Возможность открыть собственное дело

Даже и тот факт, что франчайзи попадает под определённую «зависимость» от правообладателя, суть которой в том, чтобы максимально быстро выявить трудности с развитием и эффективностью бизнеса у партнеров на ранней стадии отношений, получатель прав обладает полноценной юридической и экономической «свободой».

 

  • Выбор вида деятельности – за получателем прав

До факта заключения договора франчайзинга, будущий франчайзи, инвестор собственных средств в бизнес крупного предприятия франчайзера, может ознакомиться с полноценной бизнес – моделью владельца прав. Этот процесс происходит в открытом виде – на основе коммерческого предложения, которое может осуществить флагманское предприятие, так и дочерние компании владельца прав.

 

  • Существенное снижение рисков

Огромный «плюс» для «зеленых новичков» в условиях конкурентной среды. Заключая отношения в системе бизнес – франчайзинга, франчайзи получает не только права, но и полноценную поддержку франчайзера, который минимизирует риски или вовсе сведет их к нулю.

 

  • Гарантированная «ниша» на рынке

Одним из существенных требований договора коммерческой концессии становится востребованность на рынке поставляемых товаров/услуг и прочей продукции франчайзера. Это условие может стать как выигрышным, так и проигрышным для нового предприятия, которое имеет определённую территорию «покрытия». Известный бренд помогает «новичку» гарантированно получить прибыль, что также положительно отразится и на владельце прав.

 

  • Навыки и знания владельца прав – к их получателю

Франчайзер предоставляет не только собственную бизнес – модель своим партнерам, но и еще «подробную инструкцию», как двигать все рычаги бизнеса и осуществлять процессы. Владелец прав предоставляет полноценную поддержку, обучение партнеров, обучая «хитростям» и правилам, как эффективно построить бизнес на основе практического опыта.

 

  • Гарантированное обеспечение продукцией

Не секрет и то, что франчайзинг для компаний, которые реализуют подобные отношения с партнерами, является одним из важнейших направлений деятельности, поэтому франчайзи получают выгодные условия, и гарантию на регулярные поставки.

 

Минусы бизнес – франчайзинга

 

Их не так уж и много, но имеют они существенное значение:

 

  • Получатели исключительных прав обязуются следовать целому регламенту, который устанавливает владелец прав, несмотря на то, что такие правила могут быть неприемлемы для ведения бизнеса на иной территории/сфере деятельности.

 

  • Франчайзи также обязаны приобретать продукцию, материалы для производства и услуги у поставщиков, обозначенных в договоре. Это ограничивает доступ к открытому рынку, и заставляет партнеров приобретать продукцию и сервис по большим ценам.

 

  • Владельцы прав жестко устанавливают систему «выхода» из окружения, то есть возврата прав от франчайзи. Если партнеры осуществят подобную процедуру, то зачастую, торговая деятельность станет для них закрытой на некоторый период или же на обозначенной в договоре территории.

 

  • Партнеры по бизнес – франчайзингу, как правило, не имеют рычагов «давления» на концепцию рекламы и маркетинга в самой системе. Но в рамках договора франчайзи должны оплачивать затраты на маркетинговые кампании, проводимые владельцем прав. Растрата средств может происходить не в лучшем виде применимо к определённым регионам деятельности, где и работают получатели прав.

 

Популярные компании франчайзеры

 

По всему миру развиваются сотни компаний, которые осуществляют франчайзинговую деятельность. Но, важно сразу опровергнуть общее заблуждение, что франчайзер предоставляет все свои предприятия для договора коммерческой концессии. Правообладатель может оставить за собой «личные владения».

 

К примеру, сеть ресторанов Мак Дональдс. Корпорация имеет в собственном владении лишь 15 процентов от общего количества ресторанов в мире. Остальные 85% - в собственности национальных дистрибьюторов. Корпорация оставляет за собой очень жесткий регламент – определяются даже такие «штрихи», как стилистика, форма столов и униформа.

 

Не так давно, компания – лидер по производству спортивной одежды Columbia перешла на модель франчайзинга. Рамки договора о передаче франшизы менее жесткие, чем у Мак Дональдс – франчайзи обязан иметь торговую площадку не меньше 100 «квадратов» на торговой улице или в центре. Стартовый закуп продукции – от 80 тысяч долларов.

 

В России франчайзинговая деятельность не так сильно распространена, но благодаря подобной модели деловых отношений, франчайзеры смогли постепенно монополизировать сферы рынка. К примеру, 1С имеет около 4500 франчайзи; а компания X5 Retail Group заключила партнерские соглашения на основе франчайзинга с огромным количеством магазинов сетей – Пятёрочка, Перекресток, Перекресток Экспресс, Карусель.

  • франчайзер
  • права франчайзера
  • договор франчайзера
  • компании франчайзеры
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP