Базовая рентабельность

Базовая рентабельность (от немецкого rentabel — доходный, прибыльный) — это доходность от предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, которая обеспечивается получением выручки от реализации товара, продукции , услуг в размерах, возмещающих производственные затраты и издержки и образующих прибыль. Это экономическая эффективность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов. В зависимости от спецификации анализируемой отрасли и задач анализа, уровень рентабельности может определяться различными методами.Уровень базовой рентабельности определяется отношением балансовой прибыли к средней годовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

 

Другими словами — это рентабельность предыдущего года, используемая для планирования прибыли при помощи деления базовой прибыли на полную себестоимость товарной продукции. Может выражаться в денежном эквиваленте или в относительных единицах.

 

Основная политика и цель любого бизнеса — это получение прибыли. Но в количественных показателях ее определение не дает ясного представления об эффективности и перспективах ведения финансовой деятельности, об инвестиционной привлекательности предприятия.

 

Для обеспечения полнолценного анализа, улучшения производственной и торговой деятельности, собственник или группа акционеров должны полностью понимать все технические моменты, регулирующие распределение денежных средств между ритейлом, рекламой, производством и т. д. Это обуславливает их рациональное использование и своевременный возврат инвестиций, а так же планирование прибыли. Коэффициент рентабельности — это ключевая численная характеристика при экономической оценке деятельности организаци.

 

 

Формула расчета рентабельности предприятия

 

Все современные модели оценки рентабельности основаны на общепринятой системе, предложенной 90 лет назад аналитиками компании Du Pont, в которой ценность компании, отображающая ее эффективность, включает в себя рентабельность продаж или оборота и ресурсоотдачу. Отношение чистой прибыли за определенный период к текущему значению актива баланса предприятия, ресурсов и финансовых потоков, формирующих эту прибыль, то есть рентабельность активов, стала изначальным показателем для ее построения:

 

PA=П/A,

 

Где РА — расчетная рентабельность активов (Return on Assets). П — чистая прибыль, рассчитываемая как разница валового дохода и себестоимости продукции. А - суммарная стоимость активов предприятия.

 

Это же справедливо для групп предприятий и даже отраслей, правда, там придется учитывать статистические оценки и погрешности.

 

Для выделения показателей, которые удобны для регулярной оценки, к каждой составляющей добавляется сомножитель, представляющий суммарное значение выручки от реализации:

 

РА = П х ВР/A x ВР = П/BP x BP/A = РП х РО,

 

Где ВР — общая выручка за выбранный отчетный период, РП — рентабельность продаж ( Net Profit Margin), РО — ресурсоотдача, то есть скорость оборота средств ( Total Assets Turnover).

 

Упрощенная формула рентабельности выражается отношением чистой прибыли за отчетный период к величине всего капитала. Принимается среднее значение этого отношения за определенный промежуток времени:

 

РСК = П/KC,

 

Где РСК — рентабельность собственного капитала (Return on Equiti), КС — собственный капитал, рассчитываемый как разница между суммой активов и суммой долговых обязательств.

 

Более совершенное выражение расчета рентабельности, определяемой на основании стандартных бухгалтерских форм отчетной документации, получается при помощи объединения этих двух формул:

 

РСК = П/BP x BP/A x A/KC

 

Первый сомножитель — обобщенные данные по прибылям и убыткам, второй — текущий актив, а третий — пассив баланса предприятия. Это позволяет проследить изменения доходности вложенных средств в реальном времени.

 

Компании с более высокой рентабельностью собственного капитала ценятся выше компаний с низкой рентабельностью собственного капитала, даже если у последних более высокая прибыльность.

 

Формула расчета эффективности финансового рычага

 

Специфика многих отраслей подразумевает использование заемных средств. Полностью независимых коммерческих организаций очень мало.

 

Привлечение дополнительных средств расширяет возможности предприятия. Увеличение прибыли ведет к увеличению рентабельности активов. Но при неправильном использовании займа процентные отчисления могут превысить прибыль. Это называется убыточностью заемного капитала.

 

Соотношение заемных средств и собственного капитала называется финансовым рычагом. Это соотношение определяет степень увеличения эффективности финансовой деятельности и степень риска банкротства и определяется формулой: ФР = КЗ/KC, где ФР — значение финансового рычага, а КЗ — сумма заемного капитала.

 

Экономический эффект от применения финансового рычага рассчитывается по формуле:

 

ЭФР = (1-НП) х (РА-СК) х ФР,

 

Где НП — процентная ставка налогообложения прибыли в десятичном выражении, СК — процентная ставка по займу.

 

Второй сомножитель в формуле — это дифференциал финансового рычага, определяющий прибыльность или убыточность его применения, так как представляет собой разницу рентабельности активов и ставки по займу.

 

Факторы роста эффективности предприятия

 

На дальнейший рост рентабельности финансовой деятельности влияют:

 

Внешнеэкономические факторы

 

1. Природные явления, повлекшие повреждения или разрушения частей производственного комплекса, повреждение продукции или сырья во время транспортировки, непредвиденное нарушение поставок сырья.

 

2. Введение штрафных санкций, пересмотр тарифов на энергоресурсы, пересмотр процентных ставок, регулирование рынка на уровне государства.

 

 

Такие факторы не зависят от деятельности компании и их невозможно предсказать и учесть заранее. Они проявляют свое влияние только на этапе появления. Влияние этих факторов на рентабельность компании зависит от специализации.

 

Внутрипроизводственные факторы

 

1. Экстенсивные факторы. К ним относятся наращивание авансированых средств без увеличения эффективности производственных операций, временной фонд работы, привлечение дополнительной рабочей силы.

 

2. Интенсивные факторы. Это оптимизация использования кредитных средств и ускорения возврата инвестиций, снижение количества времени или энергозатрат на единицу продукции, усиленное продвижение продукции или услуг на рынке маркетинговым отделом, повышение качества продукта.

 

3. Внепроизводственные внутренние факторы. Это тщательное планирование производственного цикла, своевременное реагирование на изменение спроса, применение новых маркетинговых ходов, модернизация оборудования, грамотное распределение инвестиций, выявление дополнительных или резервных источников финансирования.

 

Обозначения коэффициентов рентабельности

 

ROM Рентабельность продукции
ROFA Рентабельность основных средств
ROS Рентабельность продаж (Return on sales)
ROL Рентабельность персонала (Return on labour)
BEP Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power)
ROA Рентабельность активов (Return on Assets)
ROE Рентабельность собственного капитала (Return on equity)
ROIC Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (Return on invested capital)

 

 

 

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • экономическая эффективность
  • инвестиционная привлекательность
  • рентабельность продаж
  • ресурсоотдача
  • рентабельность собственного капитала
  • эффективность финансового рычага
  • рентабельность активов
  • убыточность заемного капитала
  • дифференциал финансового рычага а

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP