Антимонопольная политика США

Понятие антимонопольной политики

 

В 20 веке многие страны считали монополизм преступлением против всего общества, поэтому и сейчас разрабатываются законы, регулирующие последствия монополизации рынков. Основной задачей государства является сгладить и искоренить последствия несовершенства рынка.

 

В целом государство старается защитить свой рынок от монополизации и прибегает к таким действиям:

 

  • Разработка законов, предусматривающие санкции против фирм, которые стараются монополизировать рынок;
  • Создание организаций, контролирующих деятельность рынка и своевременное обнаружение монополизации;
  • Помощь в создании совершенно новых фирм, выходящих на рынок для разрушения или предотвращения его монополизации.

 

Государство влияет именно на уровень конкуренции на рынке с помощью регулирования, а именно:

 

  • Принимает соответствующие меры, направленные на запрет монополии на рынках (антимонопольное законодательство);
  • Регулирует естественную монополию;
  • Защищает компании от «чрезмерной конкуренции».

 

Антимонопольная политика представляет собой законы, которые ограничивают действия компаний, которые ведут к спаду конкуренции и монополизации рынка.

 

При этом на антимонопольную политику влияют такие факторы, которые со временем изменяются, и соответственно преобразовывается и сама сущность антимонопольной политики:

 

  • Характер законов
  • Трактовка законов в суде
  • Последовательность воплощения судебных решений.

 

Возникновение монополий на рынке может происходить разными способами, к примеру, более крупная фирма поглощает слабую, или же все происходит абсолютно добровольно, при этом слияние происходит как между одинаковыми фирмами по производственной деятельности, так и совершенно противоположными.

 

Рынки с естественной конкуренцией способны нормально функционировать, в отличие от тех, на которых покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. То есть при наличии единственного продавца на рынке, который контролирует предложение, объем продукции будет низким, но цены – высокими. Поэтому монополист может повышая цену на товар получить больше прибыли, а потребитель будет платить больше чем должен заплатить, потому что монополисты не боятся ответных действий со стороны конкурентов. Существуют также монополии на рынке коммунального обслуживания, которых нельзя избежать, таким образом, государство регулирует и контролирует именно цены.

 

alt="антимонопольная политика США"

Понятие конкуренции и ее виды

 

Несовершенная конкуренция. В таких условиях цены на продукцию выше, а объемы выпуска занижены по сравнению с совершенно конкурентными рынками. Но при всем этом такая конкуренция способствует появлению инноваций и в дальнейшем экономическому росту.

 

Если же рассматривать рынок совершенной конкуренции, то фирма наоборот может продать весь свой выпуск продукции, но по рыночной цене, поскольку повышая цену она не останется в плюсе, а покупатели уйдут к конкурентам. Примерами рынков несовершенной конкуренции в США выступают:

 

  • Рынок автомобилей (компании Toyota и Honda);
  • Рынок самолетов (компании Airbusu Boeing);
  • Рынок электроэнергии;
  • И многие другие (жвачки, сигареты, алкоголь, бытовая техника и т.д.).

 

Основные характеристики рынка несовершенной конкуренции:

 

  • Фирма, или же несколько производителей могут влиять на цену товара, устанавливаемую на рынке
  • Фирма способна изменять цену лишь в определенных пределах. (К примеру, рынок напитков представлен двумя основными фирмами «Coca-Cola» и «Pepsi». Если цена на фанту составляет примерно 80 центов, то «Pepsi» может поставить цену от 70 центов до 1 доллара и при этом быть все такой же сильной компанией, но она не поставит цену 5 долларов или 40 центов за банку напитка, потому что придется выйти с этого рынка.)
  • Субъекты на рынке несовершенной конкуренции борются за увеличение сегмента рынка. Но такая борьба имеет свои отличия от совершенной конкуренции, поскольку методы этой борьбы начинаются от рекламных кампаний и заканчиваются совершенствованием самой продукции. Тогда как совершенная конкуренция никакой борьбы не предусматривает, а просто сказано, что фирма может продать свою продукцию по наивысшей цене на рынке.

 

Субъекты несовершенной конкуренции;

 

1) Монополия. Ситуация на рынке, когда единственный продавец контролирует всю отрасль. Чистых монополий практически не существует, есть лишь исключения в виде фирм, под покровительством государства. К примеру фармацевтическая компания при разработке нового препарата получает патент на его продажу в течение нескольких лет. Или сфера коммунальных услуг (газоснабжение, средства связи, электроэнергия). В любом случае такая ситуация рано или поздно меняется и на смену этой фармацевтической компании придут другие, которые начнут разрабатывать препараты-аналоги, телефонная связь будет также конкурировать с обычными системами, и в итоге ни один из монополистов не в праве защитить себя от конкурентов.

2) Олигополия. Олигополия означает небольшое количество продавцов на рынке.  В США наиболее развитыми отраслями олигополистических отношений являются: транспортная, коммуникационная, обрабатывающей промышленности. К примеру большая номенклатура бытовой техники изготовлена небольшим числом компаний, или те же автомобили, и даже сухие завтраки.

3) Монополистическая конкуренция. Большое количество продавцов на рынке, с разнообразием товаров являются характеристиками монополистической конкуренции. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация на рынке характеризуется наличием огромной номенклатуры товаров и при этом не идентичных, продаваемых по разным ценам. Например, в отрасли бензина вы заправляетесь на одной и той же станции много лет, даже не смотря на завышенные цены, поскольку эта АЗС находится рядом в вашем районе. Но если же разница станет довольно значительной, то вы станете заправлять машину на другой АЗС, хоть она и находится в другом районе. То есть разница в ценах на продукцию главным образом заключается в их географическом положении, люди хотят экономить время и поэтому покупают товары, которые находятся ближе. Но на дифференциацию в ценах может так же влиять и качество, особенности товара.

4) Совершенная конкуренция представляет собой ситуацию на рынке, когда большое число фирм продают разные товары, при этом не имея возможности влиять на цену.

 

alt="антимонопольная политика США"

Регулирование монополизации в США

 

Основными организациями, осуществляющими контроль за монополистической деятельностью в США являются:

 

  • Антитрестовский отдел Министерства юстиции США (возбуждение уголовных дел против субъектов, нарушающих антитрестовское законодательство)
  • Федеральная торговая комиссия (государственный контроль за соблюдением антитрестовского законодательства)
  • Верховный суд США (оценка законности или недействительности условий договоров или методов хозяйственной деятельности)

 

Направления государственной политики США:

 

  • Регулирование слияний компаний (определение критериев, по которым не допускается слияние);
  • Регулирование информационного обеспечения рынка.

 

Если рынок искажает информацию, в таком случае:

 

  • Сложно проверить товар на качество
  • Компания выпускает экспериментальные товары
  • Одноразовые продажи товаров
  • Существуют краткосрочные спекулятивные операции.

 

Объектами регулирования государственными органами являются:

 

  • Стандарты качества (обязательно для продуктов питания и фармацевтической продукции)
  • Стандарты упаковки (указание состава ингредиентов)
  • Гарантийный срок (для товаров долгосрочного использования)
  • Стандарты использования продукции (приложение инструкции к товару)

 

Законодательная база в США

 

  • Закон Шермана. Запрещает существование трестов, и монополизацию торговли между штатами. Действия фирм направленные на монополизацию ведут к уголовной ответственности. Монополия в этом законе трактуется как доминирующее положение фирмы на рынке.
  • Закон Клейтона. В законе прописано поддержка конкуренции на рынке в целом. Запрещается слияние компаний в случае угрозы конкуренции.
  • Закон Робинсона-Пэтмана. Запрещает ценовую дискриминацию. И предполагает уголовную ответственность за установление «грабительских» цен на рынке. «Грабительскими» называют цены, когда цена устанавливается ниже средней на рынке, и преследуется цель вытеснить конкурента с рынка.

 

alt="антимонопольная политика США"

 

Проведение антимонопольной политики в США

 

1) Фиксация цен (горизонтальные органичения). Основной антитрестовский закон «Закон Шермана» считает фиксирование цен незаконным. Попытки слияния в кооперацию должны тут же искоренятся.

2) Слияние. Контролирование слияния стало возможным. Таким образом эта деятельность стала основой антитрестовых программ.

3) Текущая практика контроля за слиянием. Иногда слияние больших национальных компаний усиливает их конкурентоспособность на мировом рынке.

 

Для определения законности слияния компаний используют индекс Герфиндаля. Федеральные органы дают согласие на слияние, если этот индекс больше 1000 пунктов. Если же на рынке при слиянии индекс Герфиндаля увеличивается на 100 и более пунктов, то такое решение будет спорным, поскольку нужно подтвердить, что это слияние не приведет к негативным последствиям для потребителей.

 

Шкала индекса Герфиндаля:

 

  • Меньше 1000 – Рынок слабо концентрированный, при слияниях не возникают споры.
  • 1000-1800 – Рынок со средней концентрацией, споры возникают при слияниях, когда индекс изменяется на 100 и более пунктов.
  • Более 1800 – рынок с высокой концентрацией, оспариваются слияния, индекс по которым изменяется на 50 и более пунктов.

 

Ограничение вертикальных связей. Подразумевается любого рода соглашения, возникающие между поставщиком и потребителем. То есть соглашения по поводу цены товара между продавцами и фирмами, рассматриваются как незаконные, поскольку запрещается снижение цены ниже определенного уровня. Так же согласно Закону Клейтона незаконным является соглашение о продаже товаров определенной номенклатуры, если его результатом будет сокращение конкуренции.

 

Дискриминация цен. Основной целью поправки к Закону Клейтона было запретить использовать торговые скидки, при отсутствии доказательств, что эти скидки будут экономией затрат или попыток соответствия конкуренции.

                                         

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • монополия
  • Понятие антимонопольной политики
  • Антимонопольная политика
  • Несовершенная конкуренция
  • Субъекты несовершенной конкуренции
  • Олигополия
  • Монополистическая конкуренция
  • Совершенная конкуренция
  • Регулирование монополизации в США
  • Законодательная база в США
  • Закон Шермана
  • Закон Клейтона
  • Закон Робинсона-Пэтмана
  • Проведение антимонопольной политики в США
  • Шкала индекса Герфиндаля.

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP