Анализ структуры активов

Активы компании — совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении организации и использующиеся для получения экономической выгоды.

В зависимости от сферы деятельности, степени развития бизнеса и уровня конкуренции на рынке, активы могут быть вложены в акции, основные фонды и иностранные ценные бумаги. Структурный анализ активов проводится для оценки перспектив и приоритетных направлений развития бизнеса.

Структурирование активов компании

В бухгалтерском балансе активы предприятия делятся на оборотные и внеоборотные.

  • Оборотные активы. Задолженность клиентов компании за товары и услуги, инвестиции сроком менее одного производственного цикла, вклады и ценные бумаги, запасы материалов и готовых товаров, наличные деньги в кассе предприятия. Срок оборота активов один цикл производства (производственная сфера) или обращения (финансовая сфера).
  • Внеоборотные активы. Основные средства, инвестиции, нематериальные активы, затраты на ведение капитального строительства. Срок оборота превышает один производственный цикл или цикл обращения.

По степени подверженности инфляции активы делят на монетарные и немонетарные.

  • Монетарные активы. Совокупность наличных и безналичных денежных средств. Они подлежат переоценке с учетом обесценения денежной массы.
  • Немонетарные активы. Вложения в основные фонды, возведение зданий и сооружений, запасы сырья, материалов и продукции, упакованные для реализации товары. Переоценка проводится с учетом рыночных цен, их реальная стоимость зависит от политики компании и ситуации в отрасли.

Соотношение монетарных и немонетарных активов зависит от рыночной ниши и особенностей производственного цикла.

Методы структурного анализа

В зависимости от целей, анализ структуры активов может быть горизонтальным и вертикальным.

  • Горизонтальный метод анализа. Сравнение данных по каждой группе активов за несколько расчетных периодов, позволяет увидеть изменении показателя в динамике. Например, величина дебиторской задолженности за последние три квартала.
  • Вертикальный метод анализа. Проводится сопоставление данных по каждой группе с общим объемом активов предприятия, что позволяет определить удельный вес группы в общей структуре активов. Например, доля средств в незавершенном производстве относительно общей суммы активов.
Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему