Государственный долг

 Государственный долг – это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

 

Общие положения

 

 Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

 

 При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

 

 Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

 

 Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

 

 Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

 

 В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

 

национальный долг США

 

Внешний государственный долг

 

 Внешний долг является предметом особого внимания правительства страны. На сегодняшний день, практически все страны мира используют займы извне. Но если платежи по внешнему долгу составляют более 30% от внешнеэкономической деятельности страны, получение новых займов является проблематичным. В этом случае кредиторы выделяют средства под более высокие проценты, при этом требуя особых залоговых обязательств или поручительств.

 

 Внешний долг страны разделяют на текущий и общегосударственный. Текущий долг предполагает погашение по долговым обязательствам в нынешнем году, а общегосударственный включает в себя текущий долг и долги, которые нужно вернуть в последущие годы.

 

 Основными мировыми организациями-кредиторами являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Эти организации предоставляют займы государствам, при условии выполнения различных рекомендаций, разработанных их финансовыми специалистами. Среди таких требований обычно проведение различных экономических и социальных реформ.

 

 Помимо этих двух организаций существуют фонды направленные на кредитование и поддержание экономики определенных стран объединенных по различным национальным и экономическим интересам. Например, Арабский валютный фонд. Кроме этого в 2015-2016 годах планируется создание Банка Развития БРИКС, который по оценкам многих экспертов может стать конкурентом Международному банку реконструкции и развития.

 

 Помимо официальных международных кредитных организаций существуют неформальные объединения кредиторов. Самые известные из них – это Лондонский и Парижский клубы. Первый рассматривает вопросы погашения и реструктуризации внешних государственных долгов перед коммерческими банками, а второй перед государствами-кредиторами. На сегодняшний день в Лондонский клуб входит около 1000 банков-участников. В Парижском клубе постоянными участниками являются 19 государств, в том числе и Россия.

 

Внутренний государственный долг

 

 В отличие от внешнего долга, внутренний государственный долг оставляет капитал внутри страны. И государственные резервы идут на повышение благосостояния собственных граждан. Но при этом наблюдается перераспределение доходов внутри государства. Иными словами менее обеспеченные слои граждан становятся беднее, а богатые люди приумножают свой капитал.

 

 Эффект такого неравномерного распределения средств достигается за счет того, что ценные государственные бумаги приобретают наиболее обеспеченные граждане, а следовательно и прибыль будут получать именно они. Но для того чтобы выплачивать средства по своим долговым обязательствам, государству требуется изъять их из своего бюджета. Таким образом, при большом внутреннем государственном долге бюджетные средства направляются на обогащение обеспеченных слоев населения за счет урезания различных социальных программ для малообеспеченных граждан.

 

 Помимо стоимости ценных бумаг выпущенных государством, на сумму внутреннего государственного долга влияют вклады населения, размещенные в государственных банках страны.

 

график погашения внутреннего долга РФ

 

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

 

 При постоянном увеличении государственного долга последствия для экономики страны могут оказаться катастрофическими. При увеличении дефицита бюджета, страну сотрясают всевозможные забастовки и акции протеста. Ярким примером являются недавние события в Греции. Кроме этого экономический кризис часто приводит к государственным переворотам и революциям.

 

 Экономический кризис в стране возникает за счет того, что государство для погашения текущих долговых обязательств берет новые займы. Но так не может продолжаться бесконечно и в итоге настает момент, когда кредиторы отказываются оказывать финансовую помощь.

 

 Одним из основных показателей, влияющих на возможность получения нового займа, является ставка рефинансирования. Этот важный финансовый инструмент Центрального банка страны оказывает большое влияние на экономику и ВВП государства и представляет собой возврат процентов от выданных кредитов коммерческим банкам. В случае если темпы роста ВВП государства выше, чем ставка рефинансирования, страна считается платежеспособной и с легкостью может получить необходимый кредит.

 

 Правительства стран-должников принимают множество мер по сокращению государственного долга. Среди них:

 

  • Выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Но, как правило, у стран с большим госдолгом эти резервы либо отсутствуют, либо ограничены;
  • Пролонгация и консолидация долга. Эти меры направлены на отсрочку платежей. Пролонгация представляет собой выпуск новых государственных ценных бумаг с целью погашения обязательств по уже имеющимся. Консолидация – это продление срока выплаты обязательств по уже взятым кредитам. Кроме этого, под этим понятием понимают объединение нескольких займов в один на более длительный срок и с более низкой процентной ставкой.
  • Конверсия. Этот термин означает уменьшение процентной ставки по государственным ценным бумагам. Конверсия может быть факультативная (кредитор имеет право отказаться от новых условий), принудительной (в случае отказа кредитора от новых условий он получает назад внесенную сумму) и принудительная (изменение доходности ценных бумаг в одностороннем порядке).
  • Реструктуризация долга. В данном случае предусматривается замена одних долговых обязательств на другие. При этом возможно частичное или полное списание суммы основного долга.
  • Аннулирование. В этом случае государство полностью отказывается от выполнения своих долговых обязательств по отношению к кредитору. Но этот метод очень негативно влияет на репутацию и страны и в современной политике практически не используется.

 

 На рост государственного долга влияет увеличение расходов на военные программы, повышение уровня безработицы в государстве, а также снижение темпов экономического развития.

 

Государственные долги стран мира

 

 Несмотря на меры принимаемые мировыми правительствами размеры государственных долгов продолжают неуклонно расти. В 2014 году общий государственный долг всех стран мира составил около 56 трлн. долларов США.

 

 Если рассматривать общий объем государственного долга для крупных стран, то наибольший долг имеют Соединенные Штаты Америки – 17.61 трлн. долларов, на втором месте Япония, которая имеет почти 10 трлн. госдолга и замыкает тройку Китай с почти 4-мя триллионами.

 

Государство размер госдолга в трлн. USD
США 17.61
Япония 9.87
Китай 3.89
Германия 2.6
Италия 2.33
Франция 2.11
Великобритания 2.06
Бразилия 1.32
Испания 1.23
Канада 1.2

 

 Но общий показатель госдолга не дает полного понимания для оценки экономики страны и сумму долга обычно сравнивают с показателем ВВП.  А по этому показателю первая десятка выглядит следующим образом:

 

государство отношение госдолга к ВВП, %
Япония 242.3
Греция 174
Италия 133.1
Португалия 125.3
Ирландия 121
США 107.3
Сингапур 106.2
Бельгия 101.2
Испания 99.1
Великобритания 95.6

 

 В таблице не представлен ряд мелких государств, не оказывающих серьезного влияния на мировую экономику. Например, Ливан имеющий соотношение 140% или Ямайка с соотношением 138%.

 

 Внешний государственный долг Российской Федерации на начало 2015 года составил 599 млрд. долларов, а отношение к ВВП самое низкое из крупнейших экономик мира – 23%

 

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • госдолг
  • внешний долг
  • государственный долг
  • внутренний долг
  • государственный заем

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP