Аукционный рынок

Аукционный рынок – это особый вид организации продаж, при котором стоимость товара определяется в процессе конкуренции между покупателями. Торги организуются в соответствии с установленными правилами, а победителем признается предложивший наивысшую цену участник. Объект, выставленный на продажу, переходит в полную его собственность после проведения расчетов.

 

 

Основные принципы организации аукционов и используемые термины

 

Устроителями такого рода торгов обычно являются специализированные компании, брокерские

конторы, крупные объединения продавцов и органы государственной власти. Товары, выставляемые на продажу, могут принадлежать организаторам аукциона или они выступают роли посредников. В таком случае устроители получают процент от реализации объекта, который в свою очередь может включаться в его стоимость или начисляться отдельно.

 

В процессе развития аукционной торговли сложила следующая терминология:

 

  • Аукционист – организация устроитель торгов, в таком качестве могут выступать и частные предприниматели.
  • Покупатель - физические лица или представители компаний, желающие приобрести выставленные на продажу товары.
  • Лициатор - лицо непосредственно проводящие торги в зале, в его компетенции наблюдение за соблюдением установленных правил, объявление цен и определение победителя.
  • Аукционатор – владелец товаров, передавший устроителю право распоряжения для осуществления сделок по продаже изделий.
  • Лот является предметом торговли, для удобства ему присваивается порядковый номер. В качестве них могут выступать единичные изделия или партии продукции одной товарной группы.
  • Торг – процесс продажи товаров в ходе аукциона.
  • Цена начальная объявляется лициатором как стартовая для участников торгов.
  • Цена резервная лота устанавливается владельцем в качестве минимальной стоимости, по которой товарная партия может быть продана в ходе аукциона.
  • Шаг аукциона устанавливается устроителями или покупателя и используется как интервал для повышения цены (ставки) в процессе торговли между участниками.
  • Эстимейт – стоимость товарного лота, определенная экспертами организации устроителя аукционных торгов. Данная оценка обычно является довольно приблизительной и ориентировочной для участников торгов.

 

Процедура продажи товарных лотов в ходе аукциона происходит в несколько этапов:

 

  • Подготовительные мероприятия, в ходе которых осуществляется закупка товаров или их доставка на склады компании устроителя аукционаторами. В указанный периода осуществляется оповещение участников торгов и проводится активная рекламная кампания с целью привлечения потенциальных покупателей. Идет формирование лотов совокупность, которых может составлять стринги. В них сводятся партии изделий одной товарной группы.
  • Осмотр и оценка товарных лотов покупателями осуществляются обычно до начала торговли по выставленным в зале образцам. По правилам аукционной торговли претензии, по качеству купленных в ходе торгов товаров не принимаются, исключение составляют лишь скрытые дефекты товара.

 

  • Торги проводятся аукционистом и его помощниками – ассистентами, которые работают непосредственно в зале с покупателями. Повышение цены в ходе продажи может осуществляться одним из двух способов: гласно или негласно. В первом случае покупатель сам называет увеличенную цену за лот, во втором случае участники поднимают таблички, демонстрируя свое согласие на покупку лота по цене, озвученной ведущим. Победителем торгов считается тот участник, что предложил максимальную стоимость за лот.
  • Оформление сделок осуществляется по окончании аукциона с участием аукциониста и покупателя. Для ускорения этого процесса к ней могут привлекаться помощники и ассистенты ведущего.

 

В ходе торгов применятся один из двух способов определения цены за лот и соответственно выявления победителя. В классическом варианте происходит повышение цены с установленным шагом. Второй способ получил наименование голландского, торговля осуществляется с понижением цены, начиная от максимальной. Покупатель, который первым подал сигнал при объявлении нужной ему цены и является победителем.

 

Классификация аукционов

 

В мировой практике сложилось множество форм организации торгов, которые при сохранении общих принципов организации имеют существенные различия. Классификации аукционных рынков осуществляется по следующим признакам:

 

  • Принудительные и добровольные.
  • Открытые и закрытые.

 

 В свою очередь, правила проведения аукционов могут иметь существенные различия:

 

  • При проведении открытых аукционов участники могут наблюдать за действиями других участников, и видеть какие условиями ими предлагаются.
  • В процессе закрытых торгов покупатели делают свои ставки и передают их устроителю в запечатанном конверте. Изменение предложенных условий в процессе торгов не предусмотрено. Такие торги часто называются аукционами первой цены, когда победителями объявляется покупатель, указавший наивысшую стоимость.
  • Аукцион второй цены имеет более щадящий режим и участник аукциона, предложивший максимальную цену, платит ту сумму, что указал следующий за ним в рейтинге.
  • Двойной аукцион предусматривает одновременное участие в торгах двух и более продавцов и покупателей.

 

Классификация торгов возможна еще и по виду товаров, что выставляются на них в виде лотов. К числу наиболее известных можно отнести Аукционные дома Кристи и Сотбис, где продаются произведения искусства. Узкоспециальные торги устраиваются и в таких сферах, как торговля новыми и подержанными автомобилями, радиочастотными диапазонами, валютой, драгоценными камнями и банковскими металлами.

 

Биржевые аукционные рынки

 

Наиболее ярким примером, где используется такой способ организации, является Нью-Йоркская фондовая биржа, английское наименование New York Stock Exchange. На данной площадке система торговли ценными бумагами организована на принципах классического аукциона, точнее, двустороннего рынка. Такая форма значительно эффективнее внебиржевой (over the counter market) где сделки проводятся в режиме переговоров.

 

Большинство бирж использует двойную аукционную систему в которой принимает участие множество покупателей и продавцов. При этом в любой момент их роли могут меняться на прямо противоположные. В ходе биржевых торгов применяется основной аукционный принцип – состязательности их участников. Цена определяется исходя из наилучших предложений, сделанных покупателем.

 

В целях упорядочения данной системы был выработан ряд правил, которые соблюдаются участниками:

 

  • Первая цена, что предлагается покупателем или продавцом является основной и имеет приоритет перед иными предложениями сторон.
  • Максимальная и минимальная стоимость подлежит уравниванию.
  • Тайные сделки между участниками торгов строжайше запрещены.
  • Новый раунд торгов по данному лоту начинается только после закрытия предыдущей позиции.
  • Предложения и запросы в ходе торгов делаются во всеуслышание громким голосом, и может подкрепляться жестами для привлечения внимания участников.

 

Аукционный рынок ценных бумаг позволяет эффективно определять их котировки, упрощает проведение сделок и ускоряет их. Подобная система организации торгов дает возможность участникам биржи (брокерам) адекватно реагировать на колебания конъюнктуры. На аукционных рынках торгуются разные виды ценных бумаг: акции, казначейские обязательства, векселя, фьючерсные контракты и многие другие.

  • двойной аукцион
  • Аукционный рынок
  • брокерские конторы
  • аукционист
  • лициатор
  • лот
  • торг
  • аукцион второй цены
X

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP