Существует немало способов инвестирования в розничную торговлю. Но одним из самых привлекательных вариантов является открытие собственного продуктового магазина. Это связано с тем, что рынок продовольствия в нашей стране еще недостаточно насыщен. В идеале необходимо иметь соответствующее образование, опыт в торговле или знать особенности этого рынка. Но важнее всего иметь хороший бизнес-план магазина.
Какие вопросы необходимо решить перед открытием бизнеса?
- Формат торговли и вид торговой точки. Вы можете открыть супермаркет или небольшой магазин.
- Расположение и конкуренция. Для этого необходимо понимать, как ведут себя потенциальные потребители и изучить окружающие объекты, включая зону отдыха и жилые дома. Необходимо хорошо изучить, как работают ближайшие магазины и понять, каких товаров в районе не хватает.
- Ассортимент товаров. С ним можно определиться после анализа рынка на месте будущего размещения своего магазина. Важно продумать категории сопутствующих товаров.
- Инвестиционные вложения. Для определения необходимо суммы нужно составить подробный бизнес-проект. Важно задуматься над возможностью непредвиденных расходов, которые вдвое увеличат изначальные вложения.
- Выбор помещения. После оформления необходимых документов пригласите архитектора и дизайнера. В продуктовом магазине необходимо продумать зону для размещения холодильного оборудования, подсобных помещений и место для размещения кондиционеров. Тщательно разработайте вывеску и название.
- Персонал. Важно подобрать квалифицированный персонал с достаточным опытом работы. Объясните людям особенности работы и обеспечьте их специальной одеждой.
Выбираем торговый формат
Интересно, что именно в Италии была разработана удобная классификация торговых форматов для тех магазинов, которые осуществляют свою деятельность в рознице.
- Суперстор. Это наиболее крупный из всех существующих магазинов. Это огромный магазин площадью не менее 15 тысяч квадратных метров. В таких магазинах товары продовольственной группы занимают не менее половины. Обычно их располагают загородом.
- Гипермаркет. Его торговые площади занимают не менее 5-10 квадратных метров. Продукты питания занимают более половины площади. Они создают основной оборот. Сопутствующие товары занимают оставшуюся часть. Гипермаркеты могут располагаться не только за городом, но и в черте города.
- Супермаркет. Это городской магазин, находящийся в населенных кварталах, возле станций метро и на оживленных трассах. Их площадь не превышает 2 тысяч квадратных метров.
- Гастроном. Этот маленький магазин занимает площадь до 500 кв. м. Основная площадь отводится под скоропортящиеся продовольственные товары. Средства бытовой химии и аксессуары для кухни занимают немного места. Гастрономы отличаются небольшими ценами. Но в конечном итоге все зависит от ценовой политики и района размещения.
- Маленькие магазины. Эти торговые точки самого маленького формата находятся рядом с домом. Но для получения хорошей прибыли важно грамотно выстроить бизнес-стратегию и подобрать помещение.
Местоположение
Выбор размещения не такой сложный. Мимо магазина должно проходить достаточно много потенциальных покупателей. Ее можно расположить неподалеку от оживленной дороги или трассы. Можно разместить ее и рядом с автобусными остановками и жилыми микрорайонами. Она будет заметна, а само помещение должно отличаться удобством. Главное, чтобы рядом можно было расположить парковку. Также необходимо удобный подъезд.
Перед тем как вы примете окончательное решение, необходимо провести маркетинговые исследования. Если в районе много больших сетевых магазинов и большая конкуренция, можно открыть специализированный магазин. Необходимо выбрать хорошую концепцию продвижения продукции и ее ассортимент.
Все потенциальные потребители делятся на три большие категории:
- Тех, кто делает покупки для немедленного использования;
- Тех, кто закупает продукцию в супермаркетах раз в неделю и скоропортящиеся продукты в маленьких магазинах;
- Люди, делающие покупки только недалеко от дома.
Выбор помещения
Для организации магазина оптимальна площадь размером не меньше 110-130 кв. м. Для торговой площади необходимо около 70-90 кв. м. В здании должна присутствовать канализация, вода холодная и горячая, а также отопление. Лучше, если коммунальные платежи войдут в арендную плату.
Средняя стоимость проведения ремонта в подобных помещениях обходится в 10 долларов за кв. м. Вы можете воспользоваться услугами недорогой бригады рабочих или сделать ремонт самостоятельно. Вы можете найти соглашение с владельцем о том, что вам не придется оплачивать аренду во время ремонта. Но можно договориться и о том, чтобы уменьшить арендную плату на стоимость ремонта.
Если раньше вы не занимались розничной торговлей продовольственными товарами, лучше нанять опытного управляющего, который будет выполнять функции директора. В первое время он может работать только за заработную плату. Когда магазин наберет обороты, к его заработной плате можно добавить около 2-3 % от общей выручки.
Опытный директор должен разбираться в ассортименте продуктов, грамотно организовывать хозяйственную деятельность нового магазина и уметь договариваться с поставщиками продукции. Но такого профессионала подобрать непросто. Зачастую случается, что люди, занимающие руководящую должность, начинают обворовывать и обманывать своего работодателя.
Если вы можете довериться своему директору, ему можно получить подбор остальных сотрудников. Важным условием является наличие санитарных книжек у персонала. Минимальный штат небольшого магазина должен состоять из 7-8 человек.
Большинство экспертов сходится во мнении, что наемному директору и остальным сотрудникам нельзя полностью доверять. Важно постоянно контролировать сотрудников. Если одного из них вы поймаете на воровстве, важно сделать его увольнение показательным. Остальные поймут, что работать нужно честно.
Ассортимент и ценовая политика
На этом этапе важно определить ассортимент продуктов и цены на них. Но также важно сделать прогнозы возможных оборотов и изучить активность спроса на разные товарные группы. Быстро разбирают хлеб и молоко, мясо и бакалею. Ассортимент должен включать определенный набор, который предлагают конкуренты. Но также необходимо включить редкие товары, которые у них не представлены.
Необходимо, чтобы продукты были представлены в большом количестве и разнообразии. Сместите акценты на товары, которые не представлены в соседних магазинах. Потребители любят необычные продукты, свежую выпечку и возможность воспользоваться нарезкой некоторых купленных товаров. Можно сделать упор на мясо, если в соседнем магазине широко представлена рыба.
Если магазин имеет торговую площадь размером около 80 кв. м., в нем можно разместить порядка 500 наименований продукции. Для перекрытия основных запросов покупателей создайте следующие специализированные отделы:
- Молочной продукции,
- Отдел гастрономии,
- Хлеба и бакалеи,
- Кондитерских изделий.
Не помещает и отдельный стеллаж, на котором будут представлены сопутствующие товары, такие как бытовая химия и средства личной гигиены. Составляя подробный перечень, важно учитывать возможности по закупке торгового оборудования.
Не существует универсальных рецептов по составлению ассортимента товаров. Составить оптимальный перечень сразу у вас не получится сразу. Опытный товаровед справится с этой работой только через 2-3 месяца работы магазина, когда полностью изучит аналитику продаж. По истечении этого времени он начинает чувствовать специфику необходимого ассортимента. Эксперты советуют открывать магазин к концу лета – началу осени, чтобы уже к новогодним праздникам войти в рабочий режим.
Выбор поставщиков
Вам понадобится около 4 тысяч долларов из стартового капитала на первую закупку. Сначала вы можете найти поставщиков в объявлениях из специализированных изданий. На организацию работы с поставщиками уйдет около 2-3 месяцев. Поставщики к этому моменту сами будут предлагать вам продукцию. Многие предлагают доставку. Поэтому вам не придется покупать транспорт специально для перевозки продуктов.
Важно научиться вести переговоры с поставщиками для получения продукции на реализацию и скидок на нее. Но помните, что при высоком спросе на продукцию ее становится сложнее закупить для магазина. Поставщикам необходима хорошая кредитная история. В отсрочке вам не откажут, если вы вовремя рассчитываетесь за товар. У поставщиков необходимо получать не только товар, но и обязательную документацию – сертификаты, различные заключения, а также товарно-транспортные накладные.
У вас может накопиться таким образом, около 400 поставщиков. Но с течением времени их круг сузится до 50-70.
Сервис
Это важный нюанс, отличающий успешные торговые точки. Но необходимо, чтобы персонал был неизменно приветливым, а обслуживание максимально быстрым. По этой причине необходимо уделять особое внимание выбору сотрудников.
Рекламные акции и скидки
Быстрее всего продукты и любые другие товары раскупаются во время распродаж и крупных скидок. Их можно предлагать по сезонам на такие товары, как овощи, алкоголь и кондитерские изделия.
Ваши покупатели должны получить информацию о разовых скидках и акциях вовремя. Как показывает практика, самыми эффективными становятся баннеры и листовки. Последние обычно раздают в местах наибольшей проходимости людей. Со временем вы можете подключить к этому СМИ и интернет. Эффективно действует реклама и в социальных сетях.
Баннеры необязательно устанавливать только снаружи. Их можно установить и внутри помещения. Важно использовать яркие ценники с указанием скидок.
Оборудование магазина
Заранее определитесь с потоком потребителей, который будет проходить ежедневно через ваш магазин. Это необходимо, чтобы купить нужное количество оборудования. Для эффективной работы с очередями можно организовать в торговом зале самообслуживание, создав мини-маркет. Существует три основных вида оборудования, среди которого можно выделить следующее:
- Сухое оборудование, включая шкафчики и стеллажи;
- Кассовое оборудование;
- Холодильное оборудование.
Закупка выносного оборудования является идеальным вариантом. Но оно обходится дорого владельцам небольших торговых точек. Но этот фактор может оказаться определяющим в борьбе с конкурентами. Закупка оборудования является самой большой статьей расходов для владельцев продовольственных магазинов. Важно купить несколько холодильных шкафов, прилавки и специальные стеллажи, две холодильные витрины, морозильный шкаф, а также разделочные доски с ножами.
Для экономии вы можете приобрести оборудование, которое уже было в употреблении. На это уйдет около 4 тысяч долларов. Но несмотря на невысокую стоимость, оно не отличается привлекательностью и надежностью. Лучше купить подобную технику непосредственно от поставщиков. Полный набор обойдется дешевле в два раза, если провести сравнение с новым набором, который будет стоить 7-8 тысяч долларов. К тому же вы получите фирменное обслуживание и гарантию прямо от производителя.
А некоторые холодильные установки и вовсе можно получить бесплатно. Это холодильные витрины и морозильные лари, которые поставляют производители прохладительных напитков и мороженого.
Финансовое планирование
Как организовать небольшую торговую точку с минимальными вложениями? Магазин, число товарных позиций в котором составляет от 250 до 350, понадобится торговая площадь размером не менее 35 кв. м. Арендная плата составит около 90 тысяч рублей ежемесячно. Для работы потребуется два продавца, приходящий бухгалтер и управляющий. Наценка на продукты питания в среднем составляет около 20 %, а на другие товары – 30 %.
Средняя дневная выручка такого магазина составляет около 30 тысяч рублей, а годовой оборот – около 10 млн. рублей. Первоначальные вложения составляют 670 тысяч рублей, и которых:
- 90 тысяч рублей – расходы на подержанное торговое оборудование,
- 280 тысяч рублей – депозит на аренду и другие расходы,
- 300 тысяч рублей – закупка товара.
Среднемесячный доход владельца такого магазина составляет 60-65 тысяч рублей. Для него подходит упрощенная система налогообложения. А его окупаемость составит 9-12 месяцев.