Государственный пенсионный фонд

Государственный Пенсионный фонд РФ – крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основана 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

 

Логотип Пенсионного фонда РФ

Наряду с Пенсионным фондом существует множество других внебюджетных структур, общий капитал которых, несмотря на разрозненность источников финансирования, в ряде случаев вполне сопоставим с бюджетом федеральным.

При этом порядок расходования и получения финансирования внебюджетными фондами, имеющими статус государственных, регулируется по аналогичной схеме с федеральной казной. Источником доходов для таких структур служат, как правило, обязательные отчисления со стороны физических и юридических лиц, вырученные средства остаются в госсобственности.

 

Все внебюджетные фонды в то же время, согласно положению Конституции РФ, являются организациями, призванными обеспечивать гражданские права и свободы населения, в том числе мероприятия по охране жизни и здоровья граждан, предупреждения и ликвидации последствий социальных рисков. Одной из ключевых мер, предпринимаемых такими фондами, в этой связи является страховое и пенсионное обеспечение.

 

Здание Пенсионного фонда

Вместе с тем внебюджетные фонды, исходя из специфики и приоритетного назначения, позволяют более целесообразно и эффективно расходовать бюджетные средства и в особенности осуществлять над ними контроль — это объясняется в том числе необходимостью обеспечения такого контроля за самой деятельностью данных организаций.

 

К государственным внебюджетным относятся, кроме Пенсионного, также Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования РФ.

 

История развития Пенсионного фонда России

 

Пенсионное страхование зародилось в начале двадцатого века, стоит отметить, что в России это произошло гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Вначале только высшие слои населения могли позволить себе пользоваться услугами пенсионного страхования, однако, после революции 1917 года все изменилось, оно опять фактически было отменено.

 

Это было тяжелое время, которое определило необходимость внедрения принципиально новой Пенсионной системы, которая была бы основана на конституционных правах. Введена она была в 1927 году и предусматривала не только обеспечение старости, но и прочие различные формы социального обеспечения и страхования:

 

  • Медицинского страхования
  • Санаторно-курортного лечения
  • Содержание и обслуживание пенсионеров и нетрудоспособных граждан

 

Такая пенсионная система не имела признаков государственной пенсионной системы страхования, однако при всех своих недостатках обладала рядом существенных преимуществ. В частности, с её помощью минимальный прожиточный уровень обеспечивался в отношении всех категорий граждан.

 

В 1956 году в целях покрытия резко возросших расходов на компенсацию пенсий впервые в истории страны из бюджета была предоставлена дотация. Это стало ответом на закон, расширявший перечень лиц-претендентов на получении пенсии, а также двукратно увеличивший её размер для отдельных лиц.

 

Начиная с 1965 года право на получение пенсий по достижении определённого возраста или иным причинам было закреплено за колхозниками, спустя четыре года была введена единая система социального страхования. С увеличением количества пенсионеров поступления из пенсионного в страховой фонд возрастали.

 

Сами отчисления при этом представляли собой ежемесячные выплаты, размер которых традиционно соответствовал заработной плате. Примечательно, что пенсии инвалидам выплачивались из бюджета дружественных республик, из союзного фонда. Особый порядок выплат существовал в отношении военнослужащих, особенно офицерского состава: он регламентировался Советом Министров.

 

Здание Пенсионнго фонда РФ

Аналогично отличались — по размерам и условиям — пенсии и работников научных учреждений. Помимо прочего, такие сотрудники вполне могли претендовать в то же время на получение пенсий на общих основаниях. 

 

Между тем разрыв между доходной и расходной частями пенсионного бюджета увеличивался, и в 1982 году в качестве контрмеры взносы на социальное страхование были повышены. Это позволило временно выровнять соотношение, однако к 1989 году проблемы, копившиеся в недрах пенсионной системы годами, дали знать о себе с новой силой. 

 

Их решение неизбежно предполагало проведения серии радикальных реформ, направленных главным образом на укрепление страховых принципов и окончательную интеграцию Пенсионного фонда в финансово-бюджетную систему государства. 

 

В 1990 году в России был принят первый закон, выделяющий пенсионную страховую систему в качестве автономного образования и регламентирующий ключевые принципы её функционирования. Документ при этом категорически исключал возможность предоставления дотаций Пенсионному фонду, вполне однозначно стимулируя последний на поиск собственных источников финансирования. В тот же год, 22 декабря, был образован Пенсионный фонд как автономная финансово-кредитная структура.

 

Пенсионный фонд России сегодня

 

На сегодняшний день ПФ России является самостоятельным финансовым учреждением, которое осуществляет свою работу в соответствии с законодательством России. Средства фонда формируются за счет отчислений работающих граждан для формирования пенсии по старости, а также прочих взносов, предусмотренных законом и добровольных отчислений физических и юридических лиц.

 

Кроме этого, в ведомстве Пенсионного фонда находятся инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры по стажу и прочие льготные категории. Средства фонда находятся в собственности и под защитой государства, в том числе не подлежат изъятию.

 

Стоит отметить, что несмотря на серию масштабных реформ, на сегодняшний день в России по-прежнему действует распределительная система страхования. Сущность её сводится к перенаправлению взносов с работающего населения гражданам, имеющим право на получение пенсии. Принципиальным недостатком такой схемы обеспечения пенсионных накоплений представляется несоответствие демографической ситуации, в том числе систематический рост числа граждан старше трудоспособного возраста.

 

Здание Пенсионного фонда Российской Федерации

За весь период своего существования распределительная функция системы фактически не изменялась: связь между размером компенсаций и страховыми платежами оставалось незначительной, сама система носит нестраховой характер.

Многие специалисты сходятся во мнении, что условия пенсионного страхования, характерные для подобной системы, не только далеки от идеальных, но и неудовлетворительны с точки зрения ретроспективы, истории страны. Среди претензий, традиционно предъявляемых к пенсионной системе в её нынешнем виде, можно выделить:

 

  • Непрозрачность и недоступность для пенсионеров, что препятствует прогнозированию собственных доходов в долгосрочной перспективе;
  • Низкие размеры пенсионных выплат, нивелирующие покупательскую способность населения;
  • Функционирование в режиме страховой помощи: незначительное отражение заработной платы в рамках формирования пенсионных накоплений и равные проценты отчислений для высоко- и среднеоплачиваемых категорий граждан.

 

Задачи и социально значимые функции ПФР

 

Пенсионный фонд является важнейшим элементом экономики страны. Посредством деятельности данной структуры обеспечивается перераспределение денежных средств с целью гарантирования гражданину определённого уровня материального благосостояния в будущем в соответствии с его прошлым трудовым стажем.

На основании собственного бюджета ПФ в том числе занимается вопросами материального обеспечения граждан, не имеющих возможности трудиться самостоятельно, — детей в возрасте 1,5–6 лет, пенсионеров, инвалидов различных групп инвалидности.

 

Главными задачами фонда являются:

  • Сбор страховых взносов, финансирование расходов;
  • Капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
  • Работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
  • Взаимодействие с налоговыми органами по вопросам контроля за получением и распределением страховых взносов:
  • Надгосударственное сотрудничество РФ в рамках вопросов, касающихся пенсий, пособий.

 

К социально-значимым функциям фонда можно отнести:

 

Пенсия

  • Назначение и выплата пенсий;
  • Учет средств, поступающих на счета;
  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;
  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
  • Оформление и выдача материнских сертификатов;
  • Реализация государственных программ.

 

Формирование и распределение бюджета Пенсионного фонда РФ

 

Главным источником формирования бюджета ПФ представляется в общем смысле национальный доход, в частности — страховые взносы работающих граждан и работодателей. Последние выплачивают взносы ежемесячно с получением в кредитных организациях средств, предназначенных к выплате сотрудникам, в срок не позднее 15 числа каждого месяца. Аналогичная схема действительна в отношении взносов, уплачиваемых работодателями с пенсионеров продолжающих трудовую деятельность.

 

При этом страховые взносы начисляются на всех работников, включая внештатных, временных и сезонных, выполняющих разовые поручения и работающих по совместительству. Кроме того, бюджет фонда формируется также за счёт страховых взносов крестьянских хозяйств, предпринимателей, семейных общин районов Севера, нотариусов, частных детективов и охранников, физических лиц, использующих наёмный труд.

 

Клиенты в Пенсионном фонде

Для каждой из категорий установлены особые процентные ставки. Так, для сельхозпроизводителей и общин Севера она равняется 15,8%, для детективов и нотариусов — 5,3%.

 

Организации, освобождённые от уплаты страховых взносов, вынесены в отдельный перечень. К таковым относятся учреждения, трудоустраивающие инвалидов, общественные организации, целью которых является обеспечение всесторонней поддержки людям с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами.

 

На текущий момент в рамках нынешней страховой системы работодатели перераспределяют в пользу Пенсионного фонда 20% заработной платы — данные сборы направляются на формирование трёх частей пенсионных накоплений: базовая, накопительная и страховая.

 

Базовая часть пенсионных накоплений является фиксированной, её размер варьируется в зависимости от категории гражданина-получателя и связанных с ней факторов. Данная часть предназначена для обеспечения финансового минимума на страховой случай. В свою очередь накопительная пенсия формируется на основании доходов и страховых взносов, уплаченных гражданином. Аналогично величина страховой части определяется государством.

 

Суммарный бюджет Пенсионного фонда составляет порядка 30% госбюджета России. Его структуру определяют центральные и региональные отделения, действующие на всей территории страны.

 

В дальнейшем средства, поступившие в ПФ, направляются на цели, формат которых соответствует основным задачам и назначению данной структуры. В частности, накопления идут на материальное и техническое обеспечение нынешней деятельности страховой компании, доставку пенсионных выплат, перевод накоплений в частный пенсионный фонд в случае, если таковой был избран получателем в качестве основного. В то же время в ведении фонда находятся и компенсации, предназначенные на организацию похорон умерших пенсионеров, на момент своей кончины не являвшихся трудоустроенными.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • пенсионный фонд
  • Государственный пенсионный фонд

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP