Бизнес-рейтинг – система, которая дает независимую оценку и выполняет ранжирование предприятий на основании предоставленных официальных финансовых отчетов. Основной ее целью является улучшение бизнес-процессов и налаживание справедливых отношений между предпринимателями.
Под оцениванием работы субъектов подразумевают ознакомление с результатами экономической деятельности, обработка данных, касающихся активов предприятия, социальной ответственности и уплате налогов. После этого производится систематизация организаций по принципу – от наибольшего коэффициента к наименьшему. Результаты работы публикуются в интернете, а также в известных экономических изданиях.
Также проводится анализ работы предприятий конкретной страны в целом. Результаты рейтинга становятся почвой для более эффективного регулирования конкретного вопроса соответствующими органами государств, которые получили низкую оценку деятельности их предприятий. Также это заключение может стать поводом для проведения реформ в той или иной стране. Оно является надежным источником информации для исследователей, журналистов и ученых.
Кто составляет бизнес-рейтинг?
- Наднациональные и национальные агентства. Представителями конкретного рода организации являются Moody’s, Fitch;
- Национальный бизнес-рейтинг. В его работу входит изучение предприятий стран СНГ и ближнего зарубежья. При определении лидера берется во внимание деятельность более чем 2-х млн. предприятий, изучается их географическое месторасположение и объем развития бизнеса. Но основными критериями при изучении информации является вид деятельности и сектор рынка. Рейтинговая компания проводит церемонию награждения победителей каждые 3 месяца;
- Аудиторские компании. За основу берутся результаты проверки авторитетных организаций, с большим опытом работы в этой отросли.
Средний показатель выводится на основании следующих величин: баланс предприятия, оборотные активы, резервы и капитал, кредитная задолженность, уставной капитал, прибыль, форма собственности. За основу при изучении данных берутся такие документы: отчет по прибыли и убытке, бухгалтерский баланс, отчет о движении средств и отчет о изменении капитала. В общем, при определении лидера задействовано более 50 показателей.
Основными критериями являются:
- Масштаб производства и дохода от него - чистая прибыль, доход от реализации, коэффициент ликвидности сальдо задолженности;
- Доход от инвестиций;
- Эффективность использования ресурсов;
- Социальный уровень предприятия: заработная плата сотрудников, социальные взносы;
Отчет по оценке успешности предприятия подается в виде специальной таблички, где предприятия-лидеры занимают определенное призовое место. Чем выше показатели при исследовании рентабельности предприятия, тем выше уровень в рейтинге. Если организация не попала в конкретный список, это значит, что она не является лидером отрасли в своем регионе.