Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономической политикой принято называть взаимодействие государства с другими странами. Совместная работа проводится в области регулирования экономических отношений, а также их развития.

 

 

Действенность внешнеэкономической политики зависит от платежного баланса страны. Он являет собой систематически производимую запись экономических сделок и их результатов между хозяйствующими субъектами внутри страны и другими иностранными компаниями в определенный временной интервал.

 

На основе платежного баланса выбираются соответствующие методы регулирования экономической политики державы.

 

Основные цели политики во внешней экономике:

 

  • создание подходящих условий для роста производства в стране;
  • мероприятия по ее становлению на мировой арене;
  • выгодное участие страны в мировом разделении труда;
  • кооперация труда в процессе осуществления деятельности хозяйствующими субъектами.

 

Внешнеэкономическая политика как компонента реализации на мировой арене

 

Внешнеэкономическая политика неделимо связана с политикой государства внутри страны – первая является логическим продолжением второй. Внутри государства формируются регуляторы, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность с целью защиты интересов державы.

 

К таким регуляторам относятся:

 

  • экономические рычаги воздействия. Они базируются на экономических интересах государства на мировой арене и включают в себя такие связи: взаимодействие предложения и спроса на рынке, соотношение мировых и отечественных цен на товары, работы и услуги, соотношение уровней производства на мировой арене;
  • организационно-распорядительные рычаги воздействия. Такие регуляторы носят административно – командный характер. Они направлены на целевые действия государства на создание и расширение внешнеэкономических связей с помощью директивных актов. Регуляторы включают: лицензирование импорта и экспорта государства, а также отдельных видов его деятельности, таможенный режим, контроль движения валюты и другое.

 

К принципам, на которых базируется внешнеэкономическая политика державы, относятся:

 

  • содействие державы в образовании постоянных внешнеэкономических связей, которые заменят разовые внешнеэкономические сделки;
  • защита отечественного рынка и активизация его развития;
  • создание благоприятствующих условий для экспортно-импортных сделок с товарами;
  • внедрение внешнеэкономической политики в глобальную политику страны как неотъемлемой составляющей.

 

Внешнеэкономическую политику государства можно рассматривать со стороны временного и пространственного аспекта.

 

В первом случае она определяет действия государства, что направлены на создание внешнеэкономических взаимодействий, как в настоящий момент, так и на долгосрочную перспективу. Вследствие этого внешнеэкономическая политика ориентирована на регулирование сложившейся в настоящее время ситуации в стране и на длительное планирование деятельности. Текущая или оперативная политика внешней экономики отражается в быстром реагировании государства на изменение тенденций в мировом экономическом пространстве. Долгосрочная внешнеэкономическая политика нацелена на глобализацию планов страны и решение задач в перспективе.

 

 

Пространственный аспект предполагает действия страны во внешнеэкономической политике по влиянию на мировой рынок. Рычагами воздействия в этом случае становятся:

 

  • политика внешней торговли – влияние на такую торговлю с помощью налогов, субсидий, ограничений, кредитования и так далее;
  • политика внешней инвестиционной деятельности – регулирование экспорта и импорта инвестиций;
  • валютная политика – регулирование валютных отношений внутри страны и за ее пределами;
  • таможенная политика – регулирование объемов и условий экспорта и импорта.

 

Типы внешнеэкономической политики

 

Исторически возникли два вида внешнеэкономической политики государств: фритредерство и протекционизм.

 

Протекционистская внешнеэкономическая политика устремлена на защиту отечественного рынка от иностранных конкурентов. Она дает толчок к развитию собственного предпринимательства, но ограничивает поступление технологий в страну.

 

Политика протекционизма сфокусирована на введение налогов на импортируемые товары и снижение их на товары отечественного производства, что имеет свои достоинства и недостатки.

 

Положительные стороны:

 

  • выравнивание торгового баланса;
  • протекция – защита национального производителя от демпинга;
  • поддержка молодых отраслей;
  • стимулирование национального производства.

 

Отрицательные стороны:

 

  • снижение эффективности производства;
  • рост цен при сокращении ассортимента;
  • не используются положительные стороны международного разделения трудовых ресурсов;
  • снижается либо отсутствует возможность экспорта;
  • снижается возможность страны в самообеспечении.

 

Политика внешнеэкономического протекционизма основывается на таких методах:

 

  1. 1. Тарифные способы. Они состоят в регулировании и установке таможенных пошлин. Таможенным тарифом является перечень пошлин, которые налагаются на товары, идущие на экспорт или импорт. Такие налоги служат для пополнения бюджета страны, защиты внутреннего производителя, регулировки ввоза и вывоза товаров.

2. Нетарифные приемы. Такие методы не предполагают пополнение бюджета страны, а служат рычагом регулирования торговой деятельности. Они включают:

 

  • административные меры и количественное регулирование товаров: лицензирование, сертификация или контингентирование;
  • технические меры: установка стандартов качества, маркировка и контроль;
  • экономические меры: контроль валютных потоков, НДС, контроль цен и другое.

 

Внешнеэкономическая политика фритредерства, называемая еще политикой свободной торговли – это политика, декларирующая полную свободу в торговых отношениях, которая основывается на конкурентных преимуществах стран. Такая политика предполагает полное обособление торговой деятельности от действий государства. Также дает возможность в достижении эффективного размещения ресурсов в пределах мировой экономики.

 

Положительные стороны:

 

  • возрастание конкуренции на внутреннем рынке, что ограничивает монополию государства;
  • стимулирование деятельности отечественных производителей;
  • расширение ассортимента товаров;
  • формирование цены на основе согласованности спроса и предложения.

 

Политика фритредерства предполагает, что таможенные органы отвечают только за регистрационные вопросы. В их обязанности не входит взимание пошлин и установка ограничений на экспорт и импорт.

 

Современные государства проводят гибкую внешнеэкономическую политику. Она направлена на сочетание протекционизма и свободной торговли. Тенденциями такой политики являются:

 

  • уменьшение влияния традиционных рычагов политики протекционизма на торговые отношения страны;
  • направленность на аграрный протекционизм;
  • применения принципа наибольшего благоприятствования на избирательной основе;
  • применение мер косвенного регулирования для защиты национального рынка.

 

Внешнеэкономическая политика: стратегия

 

Основным стратегическим курсом внешнеэкономической деятельности государства выступает интеграция в мировые экономические связи. Эти связи в дальнейшем будут использоваться для реформирования экономики и становления государства на мировом рынке. Чтобы экономическое состояние страны улучшалось и не зависело от экспорта и импорта, необходимо выполнение ряда мероприятий:

 

  • Стремление к повышению конкурентоспособности державы. Для этого могут быть использованы конкурентные преимущества в различных сферах хозяйствования.
  • Сохранение уже завоеванных позиций на мировом рынке, расширение экспорта в малодоступных отраслях.
  • Обеспечение доступности отечественных товаров на мировых рынках при сочетании с политикой защиты внутреннего производителя от недобросовестной конкуренции.
  • Адекватная тарифно-таможенная политика, которая позволит обеспечить достаточный уровень конкуренции на внутреннем рынке и расширение национального производства.
  • Стремление к сокращению утечки капитала на мировой рынок. Для этого нужно создать благоприятные условия на рынке внутри страны.

 

Государственное регулирование деятельности в сфере внешней экономики

 

Государственное регламентирование необходимо для проведения наиболее эффективных действий в области внешнеэкономической деятельности. Для этого в стране разрабатывается система мер регулирования связей в соответствии с глобальной политикой государства.

 

Регулирование внешнеэкономической политики включает в себя:

 

  • Направление деятельности государства на расширение экспорта. Такая политика затрагивает вопросы не только сырьевого и товарного экспорта, но и экспорта услуг и технологий.
  • Организация доступности отечественных товаров на мировой рынок. Политика предполагает создание комфортных и благоприятных условий для отечественных производителей и их мотивацию к выходу на него.
  • Деятельность по защите внутреннего рынка от демпинга и недобросовестной конкуренции. При этом установление дополнительных мер защиты не должно стать инструментом протекционизма экономики. Необходимо сохранение направления защиты конкурентоспособных и перспективных отраслей.
  • Формирование региональных преимуществ внешнеэкономической политики.

 

Внешнеэкономический курс политики нацелен на регламентирование внешнеэкономической деятельности, а именно обмен между странами товарами и услугами. Она также включает в себя перемещение ресурсов – материальных, трудовых, денежных, интеллектуальных – на международном рынке. Деятельность государства в ключе этой политики направлена на регулирование экономических связей с другими странами.

 

 

Такое регулирование может иметь разные масштабы:

 

  • Одностороннее регулирование. Предполагает проведение действий государства в одностороннем порядке без координирования и консультаций с другими участниками мирового рынка. Такая политика неблагоприятно сказывается на экономике страны и, обычно, вызывает негативные последствия.
  • Двухстороннее регулирование. Такая политика предполагает договоренности между странами – партнерами о взаимной помощи. Она проявляется в согласовании технических моментов (внешнего вида упаковки товара, маркировке, признание сертификатов и другое).
  • Многостороннее регулирование. Для этого между странами – партнерами составляется Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Многосторонние отношения также представляются в виде организаций, объединяющих страны: Евросоюз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация объединенных наций (ООН), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие.

 

 

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • конкуренция
  • Политика протекционизма
  • Внешнеэкономическая политика
  • политика фритредерства
  • внешнеэкономическое регулирование
  • курс внешней экономики

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP