Государственное регулирование цен

Понятие государственного регулирования цен

В условиях рыночной экономики бытует мнение, что ценообразование не регулируется. Но это в корне ошибочно. Поскольку существует система цен, основанная на саморегулировании, когда в момент завышения цен это становится не выгодно прежде всего для производителя. Именно он должен стремиться оптимизировать цены в целях получения гарантии сбыта своей продукции и имея установленные позиции на рынке в данный момент и в перспективе. Но и конечно же даже в тех странах, где развитая рыночная экономика государство влияет на рыночное ценообразование.

Обычно саморегулирование понимается несколько упрощенно – как встреча продавца и клиента, которые договариваются о цене, основывающейся на наличии товара и денег. При всем этом под саморегулированием понимается не стихийный процесс, а система норм и правил, которые соблюдаются контрагентами рынка.

Регулирование цен государством направлено на воздействие на цены с помощью административных, бюджетно-финансовых мер. Регулирование проводится таким образом, чтобы экономическая система развивалась стабильно, то есть с помощью цен управлять циклическими колебаниями производственных процессов. Регулирование цен может быть, как антикризисным так и антиинфляционным.

Система цен представлена одним из самых важных элементов экономики, она взаимосвязана с другими элементами рыночной экономики и способна реагировать на их изменения. Проведение государственного регулирования через систему бюджетных расходов, налогообложения и ставок по кредитам, так же влияет на расходы и цены на продукцию.

В современное время государство создает рыночные структуры, с целью обеспечения оптимальных условий для развития рынка. Именно принятие антимонопольного законодательства дает возможность государству снять искусственно поставленные ограничения и развернуть конкуренцию во всех отраслях. Но поскольку конкуренция может оказаться и разрушительной для производителей, перед органами государственной власти стоит задача в оптимальном соотношении монополии и конкуренции на рынке.

Антимонопольное регулирование включает в себя санкции, которые применяются против таких направлений недобросовестной деловой практики:

  • Дискриминация цен (льготы, применяемые для одних клиентов и надбавки на товарах для других клиентов);
  • Сделки, осуществляемые принудительно (наличие условия для совершения сделки);
  • Принудительное привязывание покупателя и продавца;
  • Снижение цен ниже расходов на производство (проведение политики демпинга для захвата рынка и уменьшения соперников);
  • Отказ от поставки продукции клиентам, которые сотрудничают с конкурентами;
  • Проведение бойкотов.

Государственное регулирование цен ставит перед собой цель не допустить рост цен в ситуации инфляции, а также способствовать существованию нормальной конкуренции на рынке, которая направлена на использование НТП. Главной задачей перед государством стоит поддержание уровня прожиточного минимума и способности населения купить достаточное количество товаров первой необходимости.

Товаропроизводители сами устанавливают цену на свои товары, учитывая при этом законодательную базу государства. В экономике выделяют две ситуации развития рынка:

  • Шоковая терапия, при всех последующих ее результатах;
  • Последовательное восстановление экономики и искоренение инфляционных процессов (останавливая инфляцию, государство тормозит экономический рост и платежеспособность граждан).

Государство может воздействовать на цены двумя путями:

alt="государственное регулирование цен"

1) Прямое регулирование цен – проводится в отраслях, используемых населением (транспорт, коммуникации, водо-, электроснабжение) с помощью административного установления цен.

2) Косвенное регулирование цен – эти мероприятия направлены на установление оптимального соотношения спроса и предложения на рынке. С помощью этих мер государство регулирует конъюнктуру рынка и способствует поэтапному росту цен в экономической системе.

Прямые меры регулирования цен не должны быть противопоставлены косвенным, а дополнять и сочетаться с ними. Государство способно с помощью установления режимов динамики цен, замораживания или вовсе блокирования на разных уровнях, контролируя затраты производства может воздействовать на решения товаропроизводителей об установлении цен на продукцию.

Государственное регулирование цен может осуществляться в различной степени. К примеру регулирование будет усиливаться, если ускоряется инфляция, возрастает дефицитность товаров, при необходимости быстро перестроить экономику. И ослабеет – когда страна будет выходить из кризиса.

На цены может так же влиять и налоговая система. Налоги влияют как на движение цен, так и на рост инфляции. Чем выше будут налоги – тем быстрее будут расти цены. Поэтому для того чтобы снизить влияние налогов на инфляцию и рост цен, государство должно снизить налоговые ставки. На практике, чтобы преодолеть инфляцию необходимо использование двух условий:

  • Укрепление механизма рыночной системы. Это проводится путем поощрения малого бизнеса, ослабевание ограничений на импорт, контроль за состоянием рынков и т.д.
  • Последовательная ликвидация неуправляемой инфляции. Если действия продолжаются в течение нескольких лет, то потребители и товаропроизводители убеждаются в том, что государство способно как бороться с инфляцией так и контролировать положение в стране.

 

Понятие цены

alt="государственное регулирование цен"

Ценой называется денежное выражение стоимости товара. Ценообразование направлено на то, чтобы найти такую цену, при которой общая прибыль будет стремится к максимуму.

Ценообразование может осуществляться двумя способами:

  • Рыночный механизм. Он зависит прежде всего от вида рынка. Когда ценообразование проходит на конкурентном рынке, где действует закон спроса и предложения, устанавливается равновесная цена, если спрос на товар зависит только от цены.
  • Производственный (затратный) механизм.

Функции цены:

  • Измерительная – позволяет определить стоимость товара.
  • Со измерительная – состоит в том, чтобы сопоставить ценности различных товаров.
  • Учетная – с помощью цены ведется учет.
  • Инструмент анализа, планирования, прогнозирования.
  • Социальная – цены влияют на уровень жизни, прожиточный минимум, бюджет семьи, объем и структуру потребления.
  • Внешнеэкономическая – проявляется как инструмент сделок на внешнеэкономическом рынке.
  • Стимулирующая – цена может влиять на объемы производства и качество товара.

Виды цен

1. В зависимости от сфер торговли:

 

  • Оптовые – товары реализуются крупными партиями
  • Розничные – товары продаются исключительно в розничной сети
  • Закупочные – цены, по которым производятся государственные закупки
  • Цены на услуги

2. В зависимости от степени и способов регулирования:

 

  • Твердые цены – жестко фиксируются органами ценообразования государства
  • Регулируемые цены – регулируются органами власти, присущ фиксируемый уровень рентабельности
  • Договорные цены – устанавливаются с помощью договоров между покупателем и продавцом
  • Свободные цены.

Государственное воздействие на цены

Главной целью государственного регулирования цен является поддержка равновесия в экономике, а так же обеспечение общественного производства. Ввиду того, что цели могут меняться из-за характера экономического развития в стране, они могут быть представлены в виде:

  • Обеспечение сбалансированности общественного производства и его эффективности;
  • Стимуляция роста производственной деятельности;
  • Обеспечение полной занятости населения;
  • Оптимальное распределение доходов;
  • Стабилизация цен, ликвидация малейших проявлений инфляции;
  • Сохранность экологической среды и т.д.

Основные цели государственного регулирования цен представлены на схеме.

 

Государство может ставить различные цели, но для их реализации необходимо располагать разными ресурсами, которые бы гарантировали достижение цели. Такими ресурсами могут быть:

  • Государственный бюджет;
  • Государственная собственность;
  • Информационные данные;
  • Внешнеэкономическая торговля;
  • Законодательная база;
  • Силовые структуры.

Государство воздействует на цены проводя их регулирование, в результате которого существуют как положительные так и отрицательные моменты.

Регулирование цен представляет собой фиксацию государством верхнего предела цены, выше которого, при любом спросе на рынке, поднимать цены нельзя.

 

Воздействие государства на цены бывает двух видов, как уже было сказано ранее: прямое и косвенное.

В целом можно выделить такие способы государственного регулирования в стране в зависимости от вида цен и роли государства.

 

Виды цен

Роль государства

Формы государственного воздействия

Фиксированные государством цены

Цены устанавливаются государством

· цены установленные государством;

· «замораживание» свободных мест на рынке;

· фиксация монопольных цен

Регулируемые государством цены

Государство определяет нормы для предприятия, а затем само предприятие определяет и устанавливает цены на продукцию

· установление предельных цен;

· установление предельных нормативов или коэффициентов;

· установление предельных значений для розничной цены:

· установление граничного уровня одноразового повышения цен;

· контролирование со стороны государства за монопольными ценами;

· регулирование цен на рынке с помощью установленных цен государственным предприятием

Свободная цена

Государством устанавливаются правила деятельности на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию

· запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен;

· запрет на проведение ценовой дискриминации;

· невозможность осуществления демпинговой политики;

· запрет на недобросовестную ценовую рекламу

Формами прямого вмешательства государства называют:

 

1. Общее замораживание цен эти меры применяются при высоком уровне инфляции в стране.

2. Фиксация цен и тарифов такие фиксированные цены утверждаются и контролируются органами власти. В случае введения фиксированных цен предприятия не имеют права превышать установленный уровень.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, то есть установление граничных цен, выше или ниже которых нельзя изменять цену.

4. Установление предельного норматива рентабельностив данном случае в цену учитывают прибыль с размером этого норматива рентабельности.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидоктакие мероприятия проводятся на определенной территории и регулируется органами местной власти.

6. Предельный уровень котировальных ценприменяется если существует биржевая торговля. Устанавливается на товары государственного сектора экономики.

7. Декларирование ценустанавливается на отдельные виды продукции. В случае применения этого метода, необходимо предоставлять декларацию в органы ценообразования от субъектов, которые выпускают и реализуют такие товары.

8. Установление рекомендательных ценпроводится для наиболее важных видов продукции, и если цена будет превышать уровень рекомендуемой то могут быть применены меры, к примеру повышение налогообложения и т.д.

 

Формами косвенного регулирования цен будут:

1) Развитие здоровой конкуренции в стране;

2) Эффективное использование тарифов, пошлин;

3) Разработка программ государством для развития производства товаров и услуг, предоставляемых населению;

4) Привлечение государством иностранных инвестиций в страну.

О государственном регулировании цен также читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • Регулирование цен государством
  • Система цен
  • Понятие цены
  • Функции цены
  • Виды цен
  • Декларирование цен
  • Общее замораживание цен.

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP