Внешнеторговая политика

Понятие внешнеторговой политики

Внешнеторговая политика – это система мероприятий, с помощью которых осуществляется торговля между регионами, странами на разных рынках товаров и услуг.

 

Так же под внешнеторговой политикой государства понимают действия направленные государством и органами власти на регулирование внешнеэкономической деятельности и участия страны в международном разделении труда. Другими словами установление оптимального соотношения экспорта и импорта в стране, которое позволяет равномерно развивать национальную экономику и получать максимальную выгоду для страны в целом.

 

Внешнеторговая политика состоит из определённых элементов, представленных ниже.

 

 

Основными целями внешнеторговой политики являются:

 

  • Изменение объемов экспортных и импортных операций;
  • Изменение структуры торговли на внешнем рынке;
  • Обеспечение страны необходимыми видами ресурсов;
  • Регулирование участия страны в международном разделении труда;
  • Изменение соотношения цен на экспорт и импорт.

 

В целом концепция внешнеторговой политики выглядит следующим образом.

 

 

Внешнеторговая политика имеет два направления развития:

 

 

Политика свободной торговли или фритредерство означает воздержание государства от вмешательства во внешнюю торговлю, оставляя рынок основным регулирующим инструментом. Но это вовсе не значит, что государство не влияет на это направление в хозяйственной деятельности. Оно по прежнему заключает договора со странами, для того чтобы обеспечить свободу своим субъектам. Проведение мероприятий свободной торговли, дают возможность развитым странам получить больше выгод от международного экономического обмена.

 

Свободная торговля влияет как положительно так и отрицательно на внешнеэкономическую деятельность. Следовательно, ее преимуществами будут:

 

  • Мировая экономика может эффективнее размещать свои ресурсы;
  • Предоставление потребителям широкого выбора номенклатуры товаров;
  • Стимулирование конкуренции и ограничение монополии, способность мотивировать производителей на повышение качества товаров и использование НТП.

 

К недостаткам политики свободной торговли относятся:

 

  • Национальная безопасность страны находится под угрозой, если в стране слабая экономика, и как результат способность вывоза национального дохода за пределы страны.
  • Составляет опасность для молодых и новых отраслей, которые неконкурентоспособны.

 

Политика протекционизма основывается на защите отечественной экономики от иностранных конкурентов. Отличием от фритредерства в протекционизме является исключение свободных действий на рынке. Неограниченная конкуренция со стороны сильных стран может сделать экономику менее развитых стран застоявшейся и сформировать неэффективную экономическую структуру.

 

Формы протекционизма:

 

  • Селективный – в основном направлен против стран и отдельных товаров;
  • Отраслевой – направлен на защиту определённых отраслей;
  • Коллективный – проводится союзами стран против, не входящих в объединение;
  • Скрытый – способен осуществляться с помощью методов внутренней экономической политики.

 

Протекционизм направлен на развитие некоторых отраслей в стране. Положительным моментом протекционизма будет снижение безработицы. Но при использовании этой политики долгое время можно получить экономический застой в стране, поскольку ликвидируя иностранную конкуренцию, отечественные производители не стремятся повышать технологический уровень и эффективность своего производства.

 

Политика протекционизма может применятся как развитыми странами так и только развивающимися, поскольку защищает национальных производителей от воздействия иностранной конкуренции.

 

Преимуществами политики протекционизма можно назвать:

 

  • Защита новых и сравнительно молодых отраслей хозяйствования.
  • Для определенных стран поступления в бюджет от уплаты пошлин и тарифов – составляет большую часть всех доходов в казну страны.
  • Снижение уровня безработицы.
  • Безопасность. Поскольку некоторые из отраслей просто необходимы стране для выживания, они не могут быть подконтрольны иностранному государству.

 

Существует так же ряд недостатков этой политики протекционизма, из которых:

 

  • Развитие внутренних монополий;
  • Замедление роста экономики страны из-за введения пошлин и тарифов;
  • Торговые войны;
  • Продукция изготовленная национальными товаропроизводителями через протекционизм стоит дороже, чем стоила бы без него. Это происходит из-за того, что цены на подобные заграничные товары большие, и люди начинают покупать отечественную продукцию, тем самым повышая спрос и цену.

 

Государство используя протекционизм, имеют в распоряжении инструменты внешнеторговой политики, выбор которых будет напрямую зависеть от ее целей.

 

alt="внешнеторговая политика"

Тарифные инструменты

Классический инструмент внешнеторговой политики будет таможенный тариф или пошлина.

 

Под таможенным тарифом понимается перечень ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина представляет собой налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения границы. Таможенные тарифы устанавливаются как отдельно в каждой стране, так и в рамках таможенных союзов, то есть объединений нескольких стран.

 

Выделяют такие таможенные тарифы:

 

1. Согласно механизма установления и взыскания:

 

  • Адвалорная пошлина – выражена в процентах в стоимости товара.
  • Специфическая пошлина – установленная сумма на единицу измерения товара.
  • Комбинированная пошлина – сочетает в себе две предыдущие.

 

2. Согласно направленности внешнеторгового оборота:

 

  • Экспортные пошлины – направленные на сдерживание экспорта, то есть вывоза. В этом случае цены мирового рынка выше, чем внутри страны и экспортеры стремятся вывезти больше товаров или капитала.
  • Импортные пошлины – направлены на защиту национального рынка от внешних поставщиков.

 

3. Согласно целей таможенного обложения:

 

  • Фискальные пошлины – устанавливаются специально для пополнения бюджета страны.
  • Защитные пошлины – устанавливаются на товары отечественных производителей с целью защиты от иностранных конкурентов.
  • Компенсационные пошлины или антидемпинговые – вводятся одной стороной в ответ на торговые барьеры установленные другой стороной.

 

Нетарифные инструменты

Нетарифные барьеры – состоят из системы административных и экономических мероприятий, которые проводятся государством для регулирования импорта и экспорта товаров. К ним относятся:

 

  • Ограничения по количеству импорта;
  • Лицензирование;
  • Установление квот;
  • Установление минимальных цен;
  • Импортные сборы;
  • Таможенные формальности.

 

Нетарифные инструменты делятся на 2 группы:

 

1. Меры, проводимые для ограничения импорта, чтобы защитить некоторые отрасли отечественного производства:

 

  • Квоты;
  • Лицензии;
  • Депозиты;
  • Компенсационные сборы.

 

2. Меры административные, косвенно влияющие на внешнюю торговлю, которые приводят к аналогичному результату:

 

  • Технические стандарты и нормы;
  • Санитарные стандарты и нормы;
  • Требования к упаковке.

 

Согласно механизмам действия, нетарифные инструменты классифицируют:

 

1) Паратарифные методы – относятся другие методы, не относящиеся к таможенным пошлинам.

2) Мероприятия по контролю за ценами (антидемпинговые) – защищают интересы отечественных производителей.

3) Финансовые меры – обуславливают особенные правила для осуществления валютных операций для регулирования валютных операций.

4) Количественное регулирование – ограничения на импорт и экспорт согласно количеству.

5) Автоматическое лицензирование – проведение мониторинга за объемами и направлениями товаропотоков.

6) Монополия внешней торговли.

7) Технические ограничения – меры направленные на проверку соответствия импортируемых товаров стандартам и качеству.

 

Понятие квоты

Квоты – это определенные ограничения экспорта или импорта товаров, выраженные в ценовом или физическом виде. Если устанавливается квота равная 0, то это эмбарго – полный запрет экспорта или импорта. Квота может так же устанавливаться немного выше возможных объемов ввоза и вывоза товара. Тогда она не будет ограничением, а всего лишь способом контроля за движением товара.

 

Виды квот:

 

  • Экспортные – устанавливают при остром дефиците продукции в стране.
  • Импортные – устанавливают для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции, уменьшения безработицы.
  • Глобальные – устанавливаются на импорт товара из некоторых или всех стран.
  • Сезонные квоты – устанавливаются в определенный период времени.
  • Тарифные квоты – товары относящиеся к квоте импортируются без взимания таможенных пошлин, тогда как при импорте взымаются высокие пошлины, если превышаются установленные квоты.

 

Квотой так же является соглашение о добровольном ограничении экспорта, которые устанавливаются на продукцию отраслей, находящихся в кризисе.

 

Квоты могут быть распределены на основании лицензии – разрешение на осуществление экспорта и импорта. Выдаются лицензии государственными органами для проведения внешнеторговых операций с обозначенным перечнем товаров.

 

Виды лицензий:

 

  • Автоматическая, другими словами генеральная – разрешает свободный экспорт или импорт товаров, включенных в список, в ограниченные сроки.
  • Не автоматическая или разовая – это лицензия, по которой разрешено производить экспорт или импорт товара, с определением количества, цены, страны происхождения и назначения, а иногда и пункта таможни.

 

Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности

alt="внешнеторговая политика"

 

Объектами внешнеторговой деятельности являются:

 

  • Товары, капитал, рабочая сила;
  • Предоставление отечественными субъектами услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности;
  • Научная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
  • Обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
  • Операции с ценными бумагами;
  • Кредитные операции между субъектами внешнеторговой деятельности;
  • Совместные предприятия;
  • Деятельность, связанная с предоставлением лицензий, патентов, нематериальных объектов;
  • Организация и проведение выставок, аукционов, торгов и т.д.
  • Бартерная деятельность;
  • Арендные и лизинговые операции;
  • Операции, связанные с валютой;
  • Другие виды внешнеторговой деятельности.

 

Субъектами внешнеторговых отношений являются как отечественные так и иностранные участники. Все участники внешнеторговой деятельности делятся в зависимости от трех признаков:

 

  • Согласно профиля внешнеторговой деятельности;
  • Согласно характера внешнеторговых операций;
  • Согласно организационно-правовых форм.

 

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • Внешнеторговая политика – это
  • концепция внешнеторговой политики
  • Политика протекционизма
  • Формы протекционизма
  • Тарифные инструменты
  • Нетарифные инструменты
  • Нетарифные барьеры
  • Квоты – это
  • Виды квот.

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP