Переходная экономика

Промежуточный отрезок времени становления между разными видами экономики.

Она не относится ни к одному из типов хозяйствования, являясь временным промежуточным этапом для развития новых черт, которые после соответствующих реформ обретут формы, свойственные тому или иному виду экономики. Переходная экономика выражается:

  • преобразованием форм собственности;
  • характером реализации полученного дохода;
  • качественным признаком использования движущей силы производства;
  • направлением и возможностями экономического развития;
  • выбранной моделью мотивации и стимулирования;
  • наличием системы правовых норм.

Выбор типа экономики во многом зависит от правящих партий, движущих сил социального развития, а так же поддержки направления развития населением страны.

Направления перехода к рыночной экономике

Основной задачей переходного периода является формирование фундамента для новой системы хозяйствования. Этому периоду свойственно сочетание старых экономических отношений с интенсивным развитием новых организационно-правовых форм деятельности.

Характерные особенности переходного периода

Существуют разные варианты смены одного вида экономики другим. Чаще всего смена происходит естественно-эволюционным или реформаторским путем.

Переходной период характеризуется:

  • существенным спадом процесса создания материальных благ;
  • изменением бюджета в сторону дефицита;
  • инфляцией;
  • уменьшением инвестирования;
  • безработицей.

Переход к рыночной экономике обусловлен сильным расслоением населения на очень богатых и крайне бедных.

Основные направления развития

Переходный период характеризуется имением формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности, которые включают разработку и применение новых норм законодательства:

  • изменение законодательства в отношении форм собственности;
  • создание предприятий рыночного типа;
  • изменение административного управления бюджетной и налоговой сферами.

В ходе структурных преобразований, существенно изменяются соотношения между отраслями и типами предприятий. Это делается в расчете на повышением эффективности экономики.

Переходный период требует применения ряда стабилизационных мероприятий:

  • финансово-кредитная стабилизация;
  • развитие индивидуального предпринимательства, систем экономических институтов;
  • ослабление государственного регулирования ценообразования;
  • преобразований в социальной жизни общества.

Государственная политика в переходной период

Направленное вмешательство государства во все аспекты хозяйствования являются неотъемлемой частью становления новой экономической системы, сюда относится:

  • создание соответствующей законодательной базы;
  • жесткое регулирование денежного обращения в стране;
  • оптимизация структуры капитала, при которой обеспечиваются приемлемые пропорции между уровнем рентабельности собственного капитала и состоянием счетов, гарантирующих платежеспособность предприятий;
  • организация антикризисных, антимонопольных и антиинфляционных мероприятий.

Работа с большим количеством направлений социально-экономического становления является многовекторным процессом, на который оказывает влияние:

  • размеры страны;
  • место на политической карте мира;
  • защита национальных интересов;
  • развитие производственных сил, в соответствии с запросами общества;
  • внешняя торговая деятельность и т.д.

Большое значение отводится определению целей и приоритетов, которые являются ориентирами для экономических преобразований в стране, которые могут делиться на группы по следующим признакам:

  • по методам влияния на экономику — фискальные, инвестиционные, административные;
  • по сферам применения — промышленные, аграрные, внешнеэкономические, структурные.
Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему