Горизонтальная диверсификация

            Диверсификация – это один из самых эффективных способов для компании преодолеть кризис и проблемные стадии жизненного цикла. Различают горизонтальную и вертикальную диверсификации – в нашей статье речь пойдет о первой.

 

            Горизонтальная диверсификация – стратегия, направленная на расширение ассортиментного ряда продукции. Компания увеличивает число отраслей, в которых она присутствует, минимизируя таким образом отраслевой риск (то есть риск уйти в пропасть вслед за самой отраслью). В качестве примеров успешного применения горизонтальной диверсификации уместно привести две компании:

 

  • Sony. Японский гигант под началом Акио Мориты начинал с продаж радиоприемников. Сейчас аппараты Sony можно встретить в любой отрасли, связанной с электроникой (вплоть до очков виртуальной реальности).

 

  • Yamaha. Если предыдущая компания придерживалась в диверсификации одного рынка (электронной продукции), то эта фирма производит совершенно разнородные товары. К слову, знаменитые мотоциклы и ударные установки для барабанщиков – это все продукция одной и той же фирмы.

 

Другой знаменитый приверженец горизонтальной диверсификации – Ричард Брэнсон. Его корпорация Virgin Group включает в себя более 400 компания совершенно разного профиля (например, авиакомпания и звукозаписывающая студия).

 

Плюсы и минусы горизонтальной диверсификации

 

Все преимущества и недостатки возможно уместить в одной схеме:

В качестве плюсов выделяют:

 

  1. Гарантии «выживания» - пусть это звучит довольно пафосно, но это правда. Вероятности того, что все отрасли, в которых оперирует компания, рухнут, практически нет (это должно очень сильно «повезти»). Однако есть совет предпринимателям: чем более разнопрофильной является диверсификация, тем лучше.

 

  1. Возможность заимствования между компаниями. Обращаться за дополнительными средствами к инвесторам и банкам нет необходимости – в случае проблем одна организация может просто позаимствовать их у другой, более успешной в плане прибыли.

 

Есть и минусы:

 

  1. Сложность управления организацией. Диверсифицированный бизнес не может управляться линейно – потребуется «ветвить» управленческую структуру, искать новых толковых руководителей (потому как один менеджер не может быть абсолютным докой во всех отраслях).

 

  1. Необходимость точного расчета. Для того чтобы не ошибиться в выборе отрасли, предпринимателю придется провести не один час за многочисленными анализами. Притом использовать нужно не только качественные методы анализа, но и количественные (что вызывает затруднение у многих руководителей) – только таким образом достигается объективность оценки. Один из самых популярных количественных способов, который рекомендуется всем руководителям – это матрица БКГ (Boston Consulting Group).

 

  1. Сложность привлечения инвесторов. Как правило, инвесторы не горят желанием вкладывать деньги в разные подразделения одной компании, а стремятся разделить их между несколькими фирмами.

 

Как разработать стратегию диверсификации в 4 этапа?

 

Стандартный алгоритм разработки стратегии горизонтальной диверсификации компании выглядит вот так:

 

 

  1. 1. Анализ сильных и слабых сторон компании. Совершенно очевидно, что лучший помощник предпринимателю на этом этапе – SWOT-анализ. Этот инструмент поможет соотнести плюсы и минусы компании с рыночными возможностями и угрозами. Кроме того, на данном этапе выявляются стабильность фирмы и достаточность свободных ресурсов. Запускать диверсификацию, когда основное предприятие едва стоит на ногах, никак нельзя.

 

  1. 2. Поиск перспективных отраслей. В идеале необходимо произвести подробный анализ рынка с использованием макроэкономических показателей, выявить темпы роста отдельных отраслей, определить, насколько благоприятен инвестиционный климат. Однако зачастую для такого анализа попросту недостаточно данных, поэтому решение принимается на основе экспертной оценки или рекомендаций более искушенных коллег (что нельзя назвать правильным). Один из методов поиска перспективных идей – простейший мозговой штурм.

 

  1. 3. Оценка отраслей. Когда база идей для диверсификации сформирована, необходимо оценить варианты. Уместно использовать тот же анализ, что и при открытии нового бизнеса – исследовать уровень конкуренции, предпочтения потребителей, тенденции рынка. Важно заранее определить критерии эффективности, по которым в дальнейшем можно будет судить об успешности диверсификации.

 

  1. 4. Анализ общего портфеля. На последнем этапе необходимо проверить, насколько успешно диверсификация впишется в существующий товарный портфель. Оценивается каждый из товаров, который предлагается потребителям компанией – уместно использовать два метода: для количественного анализа - матрицу БКГ (о которой говорилось выше), для качественного – матрицу McKinsеy от компании General Motors.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • Горизонтальная диверсификация
  • как производится диверсификация
  • преимущества горизонтальной диверсификации

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP