Формы прибыли

Прибыль — вознаграждение хозяйствующего субъекта за риски, сопряженные с ведением экономической деятельности.

Она рассчитывается как разница от поступившего в компанию дохода и понесенных ею расходов, связанных с различными направлениями работы. Прибыль — конечный результат функционирования компании, выполняющий стимулирующую функцию и создающий основу для расширения и развития организации.

Формы прибыли в зависимости от экономического смысла

С точки зрения экономического смысла прибыль делят на два вида:

  • Бухгалтерская. Разница между выручкой и издержками, включающими суммы, перечисляемые внешним поставщикам товаров и услуг за сырье, материалы, приобретаемые основные средства, арендуемые помещения.
  • Экономическая. Доход фирмы с вычетом внешних и внутренних издержек, понесенных в ходе хозяйственной деятельности. Неявными (внутренними) называются расходы, которые понесла бы компания, если бы не располагала ресурсами, а приобретала их у сторонних поставщиков.

Например, предприниматель владеет помещением, где открыл собственный магазин по продаже продовольственных товаров. Его явные издержки — стоимость закупаемой продукции, оплата труда, коммунальные услуги. Бизнесмен рассчитал, что по результатам первого месяца его бухгалтерская прибыль составила 40 000 рублей. Аренда площади, аналогичной той, где находится торговая точка, обходится в 50 000 ежемесячно. Это означает, что экономическая прибыль отсутствует, имеет место убыток в сумме 10 000 рублей.

Формы прибыли в зависимости от метода расчета

На практике используются разные виды прибыли, которые отличаются методикой расчета и показывают разные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

  • Маржинальная прибыль. Рассчитывается как разница между выручкой организации за период, «очищенной» от НДС, и ее переменными издержками за аналогичный временной интервал. В расходную часть включаются затраты, объем которых находится в прямой зависимости от объемов производства: на перечисление зарплаты персоналу, закупку сырья и материалов, оплату электроэнергии. Чем выше показатель маржинальной прибыли, тем проще компании покрывать постоянные издержки, т. е. затраты, не связанные напрямую с объемами производства (на приобретение и содержание основных фондов).
  • Балансовая прибыль. Разница между доходами предприятия от всех направлений деятельности, уменьшенная на понесенные расходы, рассчитанная до налогообложения. Показатель помогает определить, какие факторы влияют на финансово-хозяйственный результат, и разработать стратегию развития компании.
  • Валовая прибыль. Разница между выручкой фирмы от основной деятельности («очищенной» от НДС) и расходами, сопряженными с ее получением. В расчет показателя не включаются коммерческие, управленческие издержки организации и ее прочие затраты. Валовая прибыль показывает, какой финансовый результат дает основное направление деятельности компании.
  • Чистая прибыль. Рассчитывается как разница между доходом фирмы от всех проведенных за период сделок, «очищенным» от НДС, и понесенными расходами любых видов, уменьшенная на сумму уплаченного в бюджет налога. Этот показатель — основа для анализа деятельности предприятия. Он помогает выявить причины отклонений от плана, сформировать стратегию дальнейшего развития.

С точки зрения влияния инфляционных процессов на финансовый результат прибыль делится на две формы: номинальную и реальную. Первая рассчитывается без учета роста цен в стране за истекший период, вторая корректируется на коэффициент-дефлятор.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему