Годовой бюджет российской федерации


Говоря о федеральном бюджете Российской Федерации, необходимо отличать юридическое и экономическое понимание этого термина. В данной статье речь пойдет о последнем.

Прежде всего – определение. Бюджет – это экономическая категория, устойчивая общественная связь. Федеральный бюджет Росси можно охарактеризовать как общественные отношения, которые касаются формирования и дальнейшего использования федеральными властями данного финансового фонда.

 

В РФ структуру доходов федерального бюджета определяют таким образом:

 

  • По существующим потребностям страны в финансовых ресурсах;
  • По возможностям государства в мобилизации денежных ресурсов;
  • По особенностям проводимой экономической политики.

 

Сегодня федеральный бюджет – один из самых важных элементов макроэкономической политики, который дает возможность аккумулировать финансовые ресурсы и перераспределять их на нужды государства.

 

Также за счет федерального бюджета в России формируют большую часть платежного спроса – из него выплачиваются большие объемы заработной платы, покупаются услуги и товары, производятся капиталовложения. А по собственному содержанию федеральный бюджет Российской Федерации – это инструмент политики и, одновременно с этим, экономическая категория.

 

 

О доходах и расходах Федерального Бюджета РФ

 

 

Доходы, которые получает федеральный бюджет, делятся на два вида – неналоговые и налоговые. К последнему относят:

 

  • Государственную пошлину
  • Федеральные налоги, а также сборы, что устанавливаются налоговым законодательством
  • Таможенные сборы, пошлины, другие платежи

 

К неналоговым доходам относятся:

 

  • Доход от реализации имущества;
  • Доход от использования государственного имущества;
  • Доля от прибыли унитарных предприятий;
  • Доходы от реализации государственных резервов и запасов;
  • Доход от внешнеэкономической деятельности;
  • Прибыль, которую получил Банк России за минувший год.

 

Нормы закона, устанавливающего федеральный бюджет на будущий год, предполагает возможность передачи местным бюджетам и бюджетам субъектов федерации.

 

 

О расходах федерального бюджета

 

За государственные деньги (за счет федерального бюджета) сегодня финансируются такие отрасли:

 

  • Деятельность федеральной судебной системы;
  • Международная деятельность РФ;
  • Обеспечение деятельности Счетной палаты, ЦИК, президента РФ, органов исполнительной власти (а также территориальных органов) ;
  • Содействие научно-техническому прогрессу, фундаментальные исследования;
  • Государственная поддержка морского, воздушного и ж/д транспорта;
  • Национальная оборона;
  • Ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий;
  • Поддержка атомной энергетики;
  • Приобретение федеральной собственности ;
  • Погашение и обслуживание госдолга РФ;
  • Федеральная инвестиционная программа.

 

 

По закону, при формировании федерального бюджета РФ в обязательном порядке создаются специальные резервные фонды. При этом размер резервного фонда в федеральном бюджете не может превышать 3% от утвержденных правительством расходов.

 

Порядок использования резервного фонда определяется правительством РФ. Помимо всего прочего, федеральный бюджет, формируемый на очередной финансовый год, также предусматривает создание резервного фонда президента РФ (размер – не больше 1% от утвержденных расходов федерального бюджета). Деньги из этого фонда тратятся на непредвиденные и дополнительные расходы (последние предусматриваются президентскими указами).

 

Основные расходные статьи федерального бюджета на момент написания статьи:

 

  • Финансирование национальной обороны (19%);
  • Обслуживание и погашение государственного долга (20%);
  • Финансовая помощь местным бюджетам (15,6%).

 

Как составляется проект федерального бюджета?

 

Согласно действующей нормативной базе РФ, составлять проект федерального бюджета может только правительство страны. Проект начинают формировать не позже чем за десять месяцев до начала следующего финансового года.

 

Для составления проекта бюджета РФ создаются такие документы:

 

  • План развития государственного экономического сектора;
  • Прогноз сводного финансового баланса на очередной год (по всей территории страны);
  • Прогноз социально-экономического развития на следующий год;
  • Бюджетное послание Президента России;
  • Основные направления налоговой и бюджетной политики на следующий год.

 

Для составления проекта бюджета РФ используются исходные макроэкономические показатели – текущий уровень инфляции, темпы роста и общий объем ВВП.

 

Очередность действий и назначение документов

 

После формирования бюджетного послания Президента, документ направляется Федеральному собранию РФ (не позже марта текущего года). В этом документа сформулирована бюджетная политика на грядущий год, которая определяется на основе приоритетных задач социальной сферы и экономического развития. Далее создается прогноз социально-экономического развития, который разрабатывается на основе статистических данных за последний отчетный период.

 

Основные направления налоговой и бюджетной политики на очередной финансовый год – это документ, который содержит в себе план изменений в налоговой и бюджетной политике государства, а также в бюджетном и налоговом законодательстве России. Отметим, что данный документ может предусматривать возможные изменения ставок некоторых налогов, а также распределение налогов между бюджетами.

 

Прогноз сводного финансового баланса – это прогноз расходов и доходов всех бюджетов России. Данный прогноз составляется на основе отчетного баланса (за прошлый год), а также прогноза социально-экономического развития на грядущий год. Баланс наглядно отражает существующий объем имеющихся в России финансовых ресурсов, распределение их между бюджетами субъектов Федерации, бюджетами местного самоуправления и федеральным бюджетом.

 

План развития государственной экономики РФ включает в себя:

 

  • Информацию о количестве государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств;
  • Программу приватизации госимущества;
  • Сводный план финансово-хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в собственности государства.

 

Как составляется годовой бюджет России?

 

Процесс составления годового бюджета прописан в Бюджетном кодексе РФ – здесь выделены два этапа такого процесса, которые мы подробно разберем ниже в статье.

 

В рамках первого этапа разрабатываются основные характеристики проекта федерального бюджета РФ. Происходит это таким образом:

 

  • Минэкономики РФ разрабатывает план-прогноз развития государства, в котором отображены важнейшие макроэкономические показатели;
  • Правительство РФ рассматривает план-прогноз и утверждает его;
  • Минфин на основе полученного плана-прогноза разрабатывает главные характеристики проекта федерального бюджета. На данном этапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с основными разделами функциональной классификации;
  • Правительство утверждает разработанные Минфином основные характеристики федерального бюджета, после чего они направляются федеральным ведомствам и министерствам. На основе характеристик составляется предварительное распределение финансовых потоков по конкретным получателям.

 

На втором этапе формирования государственного бюджета происходит распределение объемов финансирования (в соответствии с функциональной детализированной классификацией, ведомственными и экономическими классификациями). Происходит это таким образом:

 

Минфин формирует бюджетные расходы, после чего согласует предполагаемые расходы с профильными ведомствами и министерствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам требуют рассмотрения в межведомственной правительственной комиссии, которая возглавляется министром финансов.

 

Согласование, а также разработка проекта бюджета должна быть завершена не позже 15 июля текущего года.

 

В период с 15 июля по 15 августа российское правительство рассматривает прогнозы социально-экономического развития страны на следующий год, а также уточненные параметры социально экономического развития страны (среднесрочная перспектива), проект федерального бюджета. После утверждения проекта закона о федеральном бюджете он вносится на рассмотрение в Госдуму. В Государственную думу проект должен поступить не позже 15 августа текущего года. Также проект бюджета высылается президенту страны для ознакомления.

 

О рассмотрении и утверждении годового федерального бюджета

 

Депутаты Госдумы должны рассмотреть проект закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год в первом чтении (не более, чем через 30 дней с момента внесения на рассмотрение).

 

В первом чтении депутаты Государственной думы обсуждают:

 

  • Прогноз социально-экономического проекта России;
  • Концепцию федерального бюджета;
  • Направления в налоговой и бюджетной политике;
  • Программу внешних государственных заимствований.

 

В первом чтении происходит утверждение:

 

  • Дефицита федерального бюджета в абсолютных цифрах и процентах;
  • Суммарный объем расходов Федерального бюджета на будущий год;
  • Распределение доходов от сборов и налогов между федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов Федерации;
  • Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам, а также статьям классификации доходов бюджетов РФ.

 

Государственная дума не может увеличить дефицит и доходы федерального бюджета РФ, если на это не получено согласие Правительства. Если проект закона отклоняется в первом чтении, Госдума может:

 

  • Вернуть в правительство проект для доработки;
  • Передать проект в согласительную комиссию (в нее входят представители Совета; Федерации, правительства РФ и Государственной думы) для разработки единого варианта характеристик бюджета;
  • Поднять вопрос о недоверии действующему правительству РФ.

 

Второе чтение в Государственной думе. Во втором чтении предоставленного правительством РФ проекта утверждается общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов. Дума рассматривает проект закона не больше 15 дней с момента принятия проекта федерального бюджета в первом чтении. Если во втором чтении проект отклонен – он передается в специальную согласительную комиссию.

 

Третье чтение проекта федерального бюджета. В рамках этого чтения депутаты Госдумы:

 

  • Утверждают расходы по подразделам функциональной классификации;
  • Утверждают распределение средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации;
  • Утверждают проект федеральной адресной инвестиционной программы на грядущий год, а также программы внешних государственных заимствований на следующий год.

Проект закона о федеральном бюджете в третьем чтении должен быть принят не позднее 25 дней с даты принятия проекта во втором чтении.

 

Четвертое чтение. При четвертом чтении законопроекта проект голосуется депутатами Госдумы в целом, вносить поправки в федеральный бюджет уже нельзя. Рассмотреть проект Госдума должна рассмотреть в течение 15 дней с момента принятия законопроекта в третьем чтении.

 

 

После принятия Государственной думой закона о федеральном бюджете на будущий год, в течение 5 дней закон передается на рассмотрение Совету Федерации, который, в свою очередь, рассматривает закон в течение 2 недель (14 дней) с даты получения. Дополнения или изменения в законопроект не допускаются, однако Совет Федерации имеет право отклонить или признать закон. В случае отклонения закон про федеральный бюджет передают в согласительную комиссию

 

Если Государственная дума не согласна с решением Совета Федерации об отклонении закона, бюджет будет принят (если при повторном голосовании свои голоса в поддержку закона отдадут больше 2/3 депутатов).

А в случае, если в установленный действующим законодательством РФ срок закон про федеральный бюджет не принимается, правительство продолжает осуществлять расходы по бюджету на предыдущий год с рядом ограничений:

 

  • Бюджетные средства не может быть предоставлено на инвестиционные цели.
  • Деньги нельзя предоставлять на возвратной форме.
  • Нельзя предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам.
  • Нельзя формировать резервные фонды.

 

Дополнения и изменения для Федерального Бюджета

 

Нередко складываются такие обстоятельства, которые могут привести к нарушениям сделанных прогнозов и требуют внесения корректировок в принятый бюджет. Простой пример – резкие колебания конъюнктуры мирового рынка, а также негативные события внутри государства.

 

Итак, если доход в федеральный бюджет уменьшился более чем на 10% (от годового значения), правительство вносит в Госдуму проект закона про внесение дополнений и изменений в закон про федеральный бюджет. Этот проект рассматривается во внеочередном порядке в 3 чтениях (в течение 15 дней).

 

Если проект об изменении закона о федеральном бюджете на следующий год не был принят в установленные сроки, правительство может начать пропорциональное сокращение расходов бюджета до момента принятия по данному вопросу законодательного решения. Это сокращение называется «секвестра» - процедура применяется очень редко и только в исключительных случаях. Кстати, есть и так называемые «защищенные статьи бюджета» - они не подлежат секвестированию и финансируются в первую очередь.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • макроэкономика
  • финансы
  • Правительство
  • бюджет РФ
  • федеральный бюджет

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP