Государственные расходы

Определение понятия "государственные расходы" и основные элементы их системы

Расходы государства - это деятельность со стороны государства, которая осуществляется в порядке действующего законодательства, связанная с распределением денежных фондов (на государственную оборону, повышение уровня развития производственной деятельности, на прочие социальные и культурные потребности общества).

 

Государственная власть страны ставит перед собой определенные цели и задачи, от которых зависят структурные элементы государственных расходов.

 

Источником государственных расходов может являться как из централизованных, так и децентрализованных фондов.

 

Централизованными фондами являются функциональные бюджеты разных степеней, фонды государства внебюджетного характера.

 

К децентрализованным фондам относятся фонды предприятий и организаций государственной формы.

 

Формирование государственных расходов осуществляется на основе планово-финансовых актов, которые утверждены соответствующими органами и учреждениями. Финансирование, предоставление бюджетных займов и кредитов считаются самыми распространенными способами формирования государственных расходов.

 

Финансированием расходов государства называют предоставление денежных ресурсов государством безвозвратно для осуществления своей деятельности предприятиями в соответствии их целей и задач.

 

Именно безвозмездная и безвозвратная форма является основной отличительной чертой финансирования от предоставления кредитов и займов.

 

Предоставление бюджетных кредитов – это выделение денежных ресурсов из бюджета в порядке, предусмотренном законодательством, которое основывается на возврате определенных сумм.

 

Исходя из статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, бюджетный кредит – это определенная система финансирования государственных расходов, в основе которой лежит выделение денежных ресурсов из государственного бюджета в бюджет предприятия (кроме государственной формы), другой стране, юридическому лицу-нерезиденту на условиях возврата.

 

В Российской Федерации основными источниками финансирования бюджетных расходов являются:

 

  • денежные средства из государственного бюджета. При принятии специального решения, эти деньги могут выделяться на основе срочности, возвратности и платности;
  • денежные средства из внебюджетных резервов;
  • денежные средства из сферы народного хозяйствования (министерские и ведомственные фонды, свободные денежные средства субъектов предпринимательской деятельности).

 

Участие кредитов и заемных средств в финансировании государственных расходов принимает все большей значимости.

 

Существует несколько принципов, с помощью которых осуществляется финансирование расходов государства:

 

  • Принцип плановости – все бюджетные расходы должны быть запланированы с помощью планов и программ государства. Также, должно соблюдаться равенство между планируемыми бюджетными расходами и доходами государства.

 

  • Принцип целевого направления денежных средств – говорит о том, что выделяемые денежные ресурсы должны иметь целевую направленность, то есть на осуществление конкретных мероприятий или достижение определенных целей.

 

  • Все финансируемые расходы должны соответствовать действующему законодательству, которое направлено на защиту прав и интересов граждан, предприятий, организаций и т.д.

 

  • Все финансируемые расходы должны соответствовать экологическим, санитарно-гигиеническим и другим законодательным нормам.

 

  • Государство контролирует и несет ответственность за использование бюджетных средств для финансирования государственных расходов.

 

Наряду с этим, существуют два режима финансирования на правовой основе, такие как:

 

  • финансовая поддержка учреждений с государственной организационно-правовой формой, имущество которых имеет закрепленность за хозяйственным правом;

 

  • финансовая поддержка учреждений с государственной организационно-правовой формой, которые являются неприбыльными организациями и действуют на сметно-бюджетной основе.

 

alt="Государственные расходы"

Нормирование государственных расходов

Нормами расходования называют единые измерения расходных средств по предприятиям однородной группы.

 

Специалисты выделяют несколько видов норм расходов. Основными из них являются:

 

  • Обязательные нормынормы расходов, которые связанны со штатами и ставками оплаты труда, затраты на командировочное обеспечение, продукты питания, медицинское обслуживание и т.д.
  • Расчетные (необязательные) нормы – все затраты в сфере удержания капитальных зданий, расходы связанные с получением услуг (освещение, отопление и др.).
  • Материальные – нормы, с помощью которых могут определить величину натуральных ресурсов на единицу затрат (необходимое количество продуктов питания на одного осужденного человека).
  • Денежные – нормы, которые выражаются как стоимость натуральных норм затрат.
  • Индивидуальные – нормы, которые предусматривают затраты для достижения только одной цели (затраты на питание и медикаменты только одного больного человека).
  • Комбинированные – нормы, включающие всю совокупность индивидуальных норм, то есть затраты на медикаменты для одного больного человека в сутки.

 

Составлением сметы затрат бюджетной организации занимается ее руководитель и главный бухгалтер, которые, также, должны ее подписать. После чего, ее направляют в вышестоящие органы для включения ее в состав сводной сметы по министерству или ведомству. Расходная часть определенного бюджетного проекта составляется с учетом сводной сметы. Главные распорядители бюджетных средств утверждают сметы бюджетных организаций лишь после утверждения государственных бюджетов.

 

Бюджетная организация не имеет право ни на получение субсидий, ни на получение бюджетных кредитов и займов. При судебном разбирательстве бюджетная организация является самостоятельной и может быть ответчиком по своим финансовым обязательствам.

 

Существуют, так называемые, пределы лимитов бюджетных обязательств, на основе которых бюджетная организация погашает свои денежные задолженности.

 

Статьей 70 Бюджетного Кодекса Российской Федерации  определены основные статьи расходов бюджетных организаций, а именно:

 

  • Расходы на выплату заработной платы на основе трудового договора.
  • Расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, в государственных органах и т.д.
  • Выплаты, связанные с командировочным обеспечением, в соответствии с действующим законодательством.
  • Расходы на оплату товаров и услуг, за выполнение работ.
  • Расходы, связанные с уплатой налогов и обязательных сборов в бюджет Российской Федерации.

 

Финансирование статей расходов, отличающихся от вышеперечисленных, строго запрещено. Если же оплата сумм, обозначенных в договорах, осуществляется за счет государственного бюджета, то устанавливаются лимиты на соответственные бюджетные обязательства.   

 

Расходы государства общественного характера

alt="Государственные расходы"

Общественными расходами называют затраты, которые имеют целевое назначение в сфере использования государственных ресурсов, которые предназначены для сформирования социальных благ и справедливого их перераспределения.

 

Существует три группы задач, которые необходимы в затратной области общественных благ:

 

1) Финансовая поддержка и создание производства определенных товаров и услуг, которые могут рассматриваться как общественные блага;

 

2) Предоставление социальной поддержки некоторым членам общества, не имеющим возможностей для самостоятельного обеспечения (предоставление пенсий);

 

3) Предоставление социальной поддержки в виде социального страхования (при временной потери работоспособности, по безработице и т.д.).

 

В соответствии с указанными направлениями расходования существуют множества способов предоставления финансовой поддержки, такими как:

 

  • Финансовая поддержка для расходования предприятий и организаций государственной формы;
  • Затраты, связанные с покупкой продукции у частных предпринимательств;
  • Выдача субсидий и предоставление поддержки со стороны государства частным предприятиям, которые поставляют товары на рынок;
  • Предоставление денежных выплат для лиц, которые включены в программу общественной помощи.

 

Вышеперечисленные направления взаимосвязаны между собой и могут дополнять друг друга. К примеру, программа, которая осуществляет поддержку инвалидов, может основываться на предоставлении медицинского обслуживания, закупку специальных средств передвижения, субсидировании предприятий (в штате которых есть люди с инвалидностью), выплата пенсионных платежей, связанных с инвалидностью.

 

Осуществление расходов общественного характера всегда ставит государство перед выбором: либо наладить собственное производство продукции необходимой в бюджетной сфере, либо осуществлять закупку этой же продукции у субъектов предпринимательской деятельности. К примеру, уборку уличных проспектов могут осуществлять работники государственной сферы, или же работники, которые зарегистрированы в частной фирме. 

 

Производство продукции в государственной сфере может осуществляться лишь при условии негативного функционирования рынка, поскольку частные предприятия могут потерять интерес к изготовлению той или иной продукции. К примеру, естественная монопольная фирма изготовляет товары социального характера, поэтому государственные власти заставляют ее устанавливать низкий уровень цен. Причем, убытки, которые могут быть понесены должны быть полностью покрыты.

 

Если же при производстве общественных благ частными предприятиями проявляется положительный внешний эффект, то финансовая поддержка со стороны государства является вполне оправданной.

 

Еще одним немаловажным направлением в формировании общественных доходов является социальная поддержка.

 

Социальная поддержка определяется как формирование и перераспределение национального дохода между разными социальными группами.

 

При этом необходимо различать два типа ситуаций:

 

  • ситуации, в которых нуждающийся человек может получить помощь от других лиц;
  • ситуации, подразумевающие, что нуждающемуся выдают определенные выплаты из фонда общественного характера, который формируется при его участии.

 

Чтобы увеличить эффективность порядка проведения защиты социального характера, необходимым является определение масштабов перераспределения при данной степени социальных гарантий.

 

В данных ситуациях придерживаются таких условий:

 

  • на социальную поддержку (в пределах гарантий, которые были заведомо установлены) могут рассчитывать те лица, которые физически или по каким-либо другим причинам не могут принимать участие в формировании страховых резервов;
  • все оставшиеся лица подлежат обязательному страхованию (также, в четко установленных пределах);
  • обязательное общественное страхование, осуществляемое добровольно частными лицами, может иметь место лишь при правильном проведении государственной политики.

 

Существует такое понятие как «маркированные налоги», с помощью которых обеспечивается формирование страховых фондов общественного характера.

 

Российская Федерация имеет четыре фонда социального страхования общественного характера:

 

1) Фонд Пенсионного страхования;

2) Фонд страхования социального характера;

3) Фонд медицинского страхования обязательного характера;

4) Фонд занятости населения государства.

 

Все платежи по страховым обязательствам должны ложиться на работодателей и устанавливаться в определенном объеме от фонда основной заработной платы.  Денежные взносы в пенсионные фонды осуществляются работниками за свой счет.

 

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • Расходы государства - это
  • Предоставление бюджетных кредитов – это
  • бюджетный кредит – это
  • Нормирование государственных расходов
  • Расходы государства общественного характера.

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP