Государственные займы

Государственные займы – это такие кредиты и заимствования, при которых государство выступает как поручитель для погашения займа для иного заемщика или берет на себя все обязательства по выплате долга. При этом кредиторами могут выступать юридические и физические лица, различные организации, иностранные инвесторы и другие государства.

 

Виды государственных займов

 

Существуют различные виды государственных займов, их отличительные особенности: субъект заимствования, а также валюта производимой операции.

 

Внешний государственный займ – это такие кредиты и займы, которые рассчитываются в валюте, отличной от национальной. То есть РФ выступает гарантом своевременного погашения некоей суммы долга, выраженной в валюте иностранного государства. Кредиторами могут являться организации международного финансирования, юридические и физические лица и государства.

 

Внутренние государственные займы РФ – это такие кредиты и займы, которые рассчитываются в национальной валюте Российской Федерации. То есть РФ обязуется исполнять долговые обязательства по погашению займа средствами, выраженными в рублях.

 

Также есть, такое понятие, как муниципальные займы, по-другому их еще называют государственные кредиты субъектов государства – это такие кредиты и займы, при которых заимствование производится некоторым муниципальным объектом или субъектом Российской Федерации. Валюта обязательств может быть любой. Кредиторами выступают те же объекты, что и в других типах государственного заимствования.

 

Также государственные займы разделяют по форме финансовой операции: государственные кредиты и сберегательные дела.

 

Сберегательное дело – это такая форма государственного кредитования, при которой все полученные от кредитора средства поступают в бюджет государства-заемщика. Существуют специальные организации, отслеживающие финансовые операции подобного типа – сберегательные банки. Обычно они являются коммерческими организациями, и все их активизированные средства используются как кредитный ресурс. Они могут являться соучастниками государственного кредита, принимая участие в скупке ценных бумаг.

alt="государственные займы"

Государственные займы и ценные бумаги

 

Согласно современной терминологии, государственные займы РФ являются основополагающей формой государственного кредитования.

 

Государственные займы могут делиться по правовому оформлению. Есть два типа: займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг, а также заимствования, которые предоставляются на основании соглашения правительства и правительственных организаций. Обычно соглашения используются для оформления займов от иностранных кредиторов – правительств и международных финансовых институтов и организаций.

 

Ценные бумаги

 

Они позволяют проводить мобилизацию средств на финансовых рынках. Государственные займы подлежат оформлению только двумя путями – с помощью облигаций или с помощью векселей (в значении – казначейские обязательства). Оба эти способа подразумевают оформление с использованием ценных бумаг.

 

Облигация – это документ, указывающих на обязательство государства по выплате долга, в нем прописаны сроки возвращения установленных процентов или выигрышей. Также в облигации прописан порядок возвращения дохода – целевой или обезличенный. Первый вариант используется для покрытия дефицита бюджетных средств, а второй – для инвестиции в конкретные проекты.

alt="государственные займы"

Стоимость облигации определяется двумя параметрами. Первый – номинальная стоимость, которая представляет собой конкретную сумму долга. Вторая – курсовая цена, она может варьировать, и облигация продается и покупается по курсовой цене. Курсовая цена зависит от основных финансовых показателей ценности бумаги: надежности, предполагаемой доходности и ликвидности. Курсовая разница – это разница между номинальной стоимостью и текущей курсовой ценой.

 

Векселя (или, как их еще называют, казначейские обязательства) – это долговое обязательство. Оно может быть использовано только для покрытия дефицитного бюджета. Выплаты происходят по процентам. Обычно векселя используются при оформлении краткосрочных заимствований, а облигации используются при создании долгосрочных долговых обязательств.

 

Также займы делят на две группы по месту их размещения – внешние и внутренние. Иногда эти понятия путают с такими как внешний государственный займ и внутренний, хотя значения у них разные. Внутренние займы по месту размещения поступают от организаций, локализованных на внутреннем финансовом рынке, а внешние – поступают от внешних организаций, то есть международных институтов, иностранных юридических и физических лиц или правительств.

 

Эмиссия в государственных займах

 

Еще один способ классификации государственных заимствований – по праву эмиссии. Займы делятся на два типа: местные и государственные. В государственных займах выпускающим органом выступает центральное управление, а все поступления по долговым обязательствам используются в бюджете. В местных займах выпускающими органами выступают местные организации, а средства поступают в бюджеты местных объектов.

 

Рыночные и нерыночные займы

 

Классифицируются займы также по признаку пользования ценными бумагами: рыночные займы и нерыночные. Рыночные займы обеспечиваются облигациями, которые подлежат свободной продаже, покупке, а также перепродаже. Нерыночные займы запрещают обращение ценных бумаг на рынке, а значит, владелец не имеет права продавать долгое обязательство.

 

Залоговые и беззалоговые

 

alt="государственные займы"Договор государственного займа можно классифицировать по наличию залоговых обязательств. Условия обеспеченности являются основным определяющим фактором. Залоговый займ – это один из стандартных типов займа, так как он полностью отражает принцип работы современной финансовой системы – принцип материального обеспечения. В качестве залога может выступать доход или некоторое имущество государства. А для беззалоговых не требуется предоставлять обеспечение. Беззалоговые займы обычно выдаются государствам с достаточным авторитетом для уверенности в своевременных выплатах.

 

Погашение государственных займов может происходить в разные временные сроки. Бывают краткосрочные займы (их требуется погасить в течение одного календарного года), среднего срока (до 5 лет), а также долгосрочные обязательства (не имеют верхней временной границы).

 

Выплаты по государственным займам

 

Виды государственных займов по характеру выплат доходных средств: дисконтные, процентные и выигрышные.

 

Процентные заимствования подразумевают наличие определенного процента, который и определяет доход по долговому обязательству. Ставка может быть как фиксированной, так и плавающей. Плавающая изменяется обычно в зависимости от ситуации на финансовом рынке, а именно – от предложения и спроса о кредитам. Выплата доходов по обязательствам с процентной ставкой осуществляется с помощью купонов. Частота выплаты устанавливается в индивидуальном порядке.

 

Выигрышные займы подразумевают выплаты после проведения тиража. При таком подходе доход получают только владельцы выигравших тираж облигаций.

 

alt="государственные займы"Дисконтный займ – это такой займ, который позволяет приобрести ценные бумаги со скидкой, а погасить уже по стоимости номинала. Разница между ценой покупки и ценой погашения – это и есть доход кредитора. Для дисконтных бумаг не предусмотрена система купонов, поэтому часто их называют облигациями с нулевым купоном.

 

Погашение задолженности может происходить несколькими путями: частями или единовременной выплатой. Погашение долга по частям предусматривает, в свою очередь, несколько вариантов. Первый – погашение в течение нескольких лет, выплаты равными частями. Второй – погашение суммами, возрастающими со временем. Третий – с постепенным уменьшением суммы. Второй и третий вариант могут быть удобны в тех ситуациях, когда предполагается вероятное увеличение, или наоборот, уменьшение государственного дохода.

 

Погашение государственных займов может происходить долгосрочно, если такое право предусмотрено стороной-кредитором.

 

Получается, что договор государственного займа – это особые финансовые отношения, включающие в себя достаточно обширное количество различных экономических операций.

 

Разнообразие возможностей для финансовых отношений позволяет создавать максимально комфортные условия для привлечения средств инвесторов, как в государственный бюджет, так и организациям, нуждающимся в серьезном международном кредитовании. Множество методов организации долговых обязательств обеспечивает учет интересов как физических, так и юридических лиц.

 

Тем не менее, государственные заимствования требуют особого контроля. Он распространяется как на процесс погашения обязательства, так и на процесс привлечения средств.

 

Выделяют два главных принципа привлечения заемных средств:

 

  • минимальная стоимость кредита;
  • максимальная стабильность государственных ценных бумаг на рынке;

 

Для выпуска государственных кредитов требуется множество важных условий:

 

  • присутствие в финансовом пространстве кредиторов, имеющих достаточное количество свободных средств;
  • достаточный авторитет государства;
  • создание заинтересованности инвесторов в участии в программах предоставления государственных займов;
  • возможность своевременной выплаты кредита.

alt="государственные займы"

У государства существует несколько источников погашения кредитов:

 

  • инвестирование средств в проекты высокой доходности;
  • налоговые поступления;
  • сокращение государственных расходов;
  • привлечения новых кредиторов (проведение рефинансирования);

 

Управление государственным долгом

 

Управление государственным долгом – это комплекс совместных экономических мероприятий  ЦБ и государства, направленный на погашение кредитов, организацию процесса выплаты доходов по обязательствам. При этом рефинансирование допустимо использовать только при нехватке целевых средств.

 

Мероприятия, относящиеся к процессу выплаты государственного займа:

 

  • отчисления кредиторам;
  • выплаты по внутренним и внешним займам;
  • изменение условий займов;
  • предоставление гарантий;
  • разработка условий размещения и выпуска новых займов.

 

Эффективность проводимых мероприятий напрямую зависит от принятия наиболее взвешенного решения в процессе управления государственными заимствованиями. Для обоснованного решения необходимо проведение анализа объема долга, его структурирование, а также получение объективной оценки дога и текущего финансово-экономического положения. Основные аналитические показатели делятся на относительные и абсолютные. Абсолютные являются выражением объемов внутреннего и внешнего долга, а также величины расходов, которые потребуются для обслуживания и погашения долга.

 

Относительные показатели способны влиять на решения по управлению долгом и на административные решения. Они включают в себя:

 

  • отношение ВВП и долговой суммы выраженное в процентах;
  • расчет доли бюджета, необходимой для погашения долга, а также на его обслуживание, доля высчитывается от общей сумм расходов.

 

Оценка внешнего долга может проводиться с помощью расчета соотношения экспорта и суммы долга. И тот, и другой показатель берутся по объему и рассчитываются в денежном эквиваленте. Такая операция позволяется объективно оценить уровень долгового бремени отдельно взятого государства.

 

Процесс управление государственным внешним долгом моно условно разделить на три этапа:

 

1) Выбор инструментов для привлечения новых ресурсов, процесс повышения эффективности использования ресурсных средств, расчет объемов займа, определение гарантий.

2) Привлечение ресурсов, операции с ценными бумагами. Все вырученные средства направляются в инвестирование проектов или на покрытие бюджета.

3) Поиск источников ля погашения займа, снижение расходов при необходимости.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • государственные займы
  • погашения государственных займов
  • виды государственных займов
  • внешний государственный займ
  • государственные займы РФ
  • договор государственного займа

Похожие публикации

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP