Европейская патентная система

Европейская патентная система – это система, являющаяся международной и базирующаяся на двух основных Конвенциях: Конвенции о выдаче патентов и Конвенции о патенте для общего рынка.

 

История образования

 

alt="Европейская патентная система"После окончания Второй мировой войны вся экономика европейских стран начала двигаться в сторону интеграции, к построению единого экономического рынка. Тогда же и возникла идея создания европейской патентной системы. Спустя некоторое время, в 1947 году в Гааге состоялась встреча, результатом которой стало подписание общего соглашения, и согласно ему был создан Международный патентный институт. А чуть позже, уже в 1949 году, был одобрен план, согласно которому создавалось патентное ведомство.

 

Сама подготовка создания Европейского патентного ведомства оказалась достаточно сложным предприятием. Наиболее трудным в этом вопросе оказалась разработка системы законодательства. Но в итоге в 1963 году в Страсбурге, где проходила Конвенция, был подписан закон о патентах на изобретения и унифицированы все его положения. По прошествии времени, в 1973 году в Мюнхене состоялась очередная дипломатическая конференция, на которой и была подписана Европейская патентная конвенция (за ее создание выступили 16 государств-участников из 21). Этот момент и стал ключевым, благодаря которому была основана единая Европейская патентная система.

 

Таким образом, с 1977 года Европейское патентное ведомство начало функционировать, после того, как вступила в силу патентная конвенция, и уже с 1978 года пошел активный прием заявок на патенты. Количество ежегодно подаваемых заявок росло очень стремительно и спустя всего 10 лет, в 1988 году их количество составляло уже 50000. А 200000-й европейский патент был выдан всего спустя 15 лет существования системы (первый же был получен в 1980 году). В то время как заявок на тот момент было подано в количестве 500000.

 

Состав и структура Европейской патентной системы

 

Европейская патентная система имеет широкий круг стран-участников. Так, до 1994 года она состояла из Франции, Германии, Италии, Дании, Швеции, Австрии, Испании, Греции, Ирландии, Швейцарии, Великобритании, Лихтенштейна, Люксембурга, Монако, Бельгии, Нидерландов, Португалии. В 1994 году же было принято заключение, согласно которому вся патентная организация может заключать соответствующие патентные соглашения со станами, не входящими в ее состав. И таковыми странами в 1994 году являлись Румыния, Словения, Латвия и Литва. Согласно этому соглашению, при указании какой-либо из этих стран в заявлении на европейский патент, действие Конвенции автоматически распространяется на эти страны.

 

Как впоследствии выяснилось, соглашение оказалось весьма эффективным: уже в 1994 году Словения была указана в заявлениях о получении европейского патента на территории этой страны, и таких заявлений оказалось 1032. В отношении Литвы таких заявлений было 252. Постепенно заключение подобных соглашений вызвало определенный интерес и у других европейских стран. В частности, подобное отношение выразила Болгария. Европейское патентное ведомство полностью находится на собственном хозрасчете, в отличие от примера других международных ведомств. Однако при этом оно полностью самоокупается.

 

Структура ЕПВ строится следующим образом: существует пять основных директоратов, во главе каждого из которых стоит вице-президент, в свою очередь, они все подчиняются единому президенту ведомства. Каждый директорат имеет свою сферу влияния, свой род деятельности и территориально они также находятся в разных местах. Так, сам аппарат президента Европейского патентного ведомства базируется в Мюнхене, главный директорат, именуемый «Поиск», находится в Нидерландах (в Гааге). Остальные же директораты также находятся в Мюнхене (это «Международные отношения», «Административный», «Жалобы» и «Экспертиза»). Однако существуют и дополнительные филиалы директоратов: так в Берлине расположен филиал «Поиска», а филиал «Международных отношений» - в Вене.

 

Патентная европейская система в лице ЕПВ имеет очень широки штат сотрудников, включая и филиалы. А общий контроль за всей его работой осуществляется при помощи Административного Совета, состоящего из всех стран-участников Европейской патентной конвенции. Главной же функцией этого Совета является контроль за исполнением правил Конвенции, а также пересмотр и внесение изменений в них, составление и утверждение общего бюджета и размеров пошлин на патенты.

 

Преимущества, которые дает патентная европейская система

 

  • Существенно сокращаются расходы, в том числе и расход времени, требуемые на патентование. Но только в том случае, когда охрана патента запрашивается минимум в 3 странах.
  • Упрощенная система прав, так как вариант патента для любой страны одинаков.
  • Возможность получения достаточно «сильного» патента. Поскольку при выдаче патентных прав европейским ведомством, перед этим производится достаточно серьезная и существенная экспертиза.
  • Исключение появления дублированных работ.
  • Взаимосвязь и систематизация информации и соответствующих документов.

 alt="Европейская патентная система"

Процесс и правила подачи заявки на европейский патент

 

Заявителем подается заявка в Европейское патентное ведомство. В ней должны быть указаны государства, которые являются участниками патентной Конвенции и у которых заявитель запрашивает охрану своего изобретения. Если патент был выдан к каждой из указанных стран, он в любом случае будет иметь автономный статус. То есть, если в одной из стран этот патент был аннулирован, то в других он будет продолжать действовать.

 

Для подачи заявки и оформления всей необходимой документации используется один из трех официальных языков. При этом любые документы будут оформлены именно на том языке, на котором была подана заявка: это английский, французский или немецкий. Страны же участницы Конвенции, официальным языком которых не является ни один из этих трех, могут подавать заявку на своем собственном. Но при этом, обязательно необходимо предоставлять перевод на любой из трех официально использующихся языков Конвенции. Причем предоставление перевода должно осуществляться в течение 3 месяцев после подачи заявки. При этом, если заявка была подана на каком-либо из трех официальных языков Патентного ведомства, в любом случае необходимо предоставить перевод на двух остальных языках для ключевых пунктов. Перевод необходим уже на заключительных этапах рассмотрения заявки и необходим для того, чтобы было принято окончательное решение.

 

В заявке необходимо указание тех стран, которые являются участницами конвенции и в которых заявитель запрашивает охрану. Европейская региональная патентная система позволяет исключение любой из стран в процессе делопроизводства, но при этом дополнительно ввести любую страну уже после подачи заявки, помимо тех, что были указаны в сопровождающем ее заявлении, нельзя.

 

Для подачи заявления выдается специальный бесплатный бланк Европейского патентного ведомства. Все сопровождающие документы, в которых указаны необходимые данные, чертежи, формулы, схемы и прочая информация должны подаваться в 3 экземплярах.

 

Европейский патент может быть выдан на любое изобретение промышленного применения, которое является новым и при этом подразумевает определенный изобретательский уровень. Существуют, впрочем, области, на которые выдача патентов не распространяется. Это:

 

  • Программы, предназначенные для ЭВМ.
  • Любые способы и методы, при помощи которых можно осуществить лечение (как хирургическое, так и терапевтическое) или же диагностику состояния организма человека или животного.
  • Новые сорта или породы и биологически способы, при помощи которых можно производить новые сорта или породы растений или животных.

 

Европейская патентная региональная система позволяет подачу заявки как непосредственно в само ведомство или его филиалы, так и в национальные представительства, которые, уже в свою очередь, направят заявку в главное ведомство. Существуют специально выделенные заявки, которые могут быть поданы только в ЕПВ. Заявки же, в которых могут содержаться государственные и национальные секреты, большинство стран-участниц требуют подавать только через национальные ведомства. Национальное ведомство, если заявка на европейский патент была подана через него, пересылает ее в ЕПВ. Если же в Европейское ведомство заявка не поступила в течение 14 месяцев с момент ее подачи, то она считается автоматически отозванной и подлежит возвращению заявителю со всеми уплаченными пошлинами.

 

Пошлины, которые необходимо уплатить при подаче заявки на европейский патент

 

  • За подачу заявки. Уплата пошлины производится в течение 1 месяца с даты подачи заявки.
  • За поиск. Уплата производится также в течение месяца с даты подачи заявки.
  • Если количество пунктов формулы патента превышает 10 – то за каждый последующий пункт.
  • За указание каждого отдельного государства, на территории которых запрашивается действие патента. Срок уплаты пошлины – в течение 12 месяцев с даты подачи заявки.

 

В случае, если уплата не была произведена в срок – возможно продление дополнительно на месяц, но сумма при этом будет увеличена на 10%.

alt="Европейская патентная система"

Процедура выдачи европейского патента

 

Так как вся процедура по выдаче является экспертной, то европейская региональная патентная система предусматривает две основные фазы, по которым осуществляется оценка.

 

1) Первая фаза. Ее целью является предоставление отчета о поиске и проведении формальной экспертизы. Выполняется она в Директорате «Поиск». Получающее подразделение проводит проверку всех поступающих заявок, отделы поиска производят непосредственный поиск, а также составление и публикацию конечного отчета по заявке. И формальная экспертиза, и поиск производятся одновременно в соответствии с требованиями. В отчете предоставляется только информации, никаких доводов или заключений касательно возможности выдачи патента не приводится. После того, как поиск был завершен – отчет и копии тех документов, которые были в нем процитированы, отправляются заявителю, который на основе этих результатов может принять решение об отзыве своей заявки.

 

2) Вторая фаза не является обязательной и выполняется только по желанию заявителя. Она включает в себя экспертизу по существу и последующую выдачу патента. Производится она в Мюнхенской штаб-квартире. Для принятия решения по заявке необходимо присутствие как минимум трех экспертов, которые имеют необходимое техническое образования. В некоторых случая возникает необходимость прибегнуть к услугам эксперта-юриста. Решение же будет приниматься одним экспертом-технологом, который, к тому же, ведет контакт и общение непосредственно с заявителем. Начинается же эта фаза только после того, как было подано ходатайство об экспертизе по существу. Такое ходатайство должно быть направлено не позднее, чем в течение 6 месяцев после публикации отчета о формальной экспертизе. Также за экспертизу по существу необходимо уплачивать пошлину и нет возможности его в дальнейшем отозвать.

 

Прежде чем будет вынесено решение, эксперт, который принимает это решение, проводит совещание с другими членами коллегии в количестве 1 и более. Затем производится заседание, на котором выносится решение о выдаче патента. В случае отказа от выдачи требуется предоставление определенных аргументов, представленных в виде конкретных фактов, по которым заявитель мог бы дать свои комментарии.

 

В случае же согласия о выдаче от заявителя требуется согласие с основным описание, уплата необходимых пошлин и перевод основных пунктов на два остальных официальных языка. Дата публикации в патентном бюллетене означает официальное признание о выдаче патента. Заявитель получает статус патентообладателя и получает соответствующую грамоту о получении европейского патента, а также необходимое его описание.

  • Европейская патентная система
  • европейская региональная патентная система
  • патентная европейская система
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP