Экономика малого бизнеса

Малый бизнес в силу своей специфики – это гибкий «инструмент», способный оказать влияние на экономическую систему страны. Деятельность таких предприятий всегда поощряется многими развитыми странами, а в некоторых государствах такая форма бизнеса – основной источник притока финансов в бюджет.

 

Характерные черты малого бизнеса

 

По статистике отдельно взятое предприятие малого бизнеса «живет» около шести лет, но так, как количество новых предприятий превышает количество закрывающихся, на экономику такой непродолжительный срок деятельности не оказывает негативных воздействий.

 

Предприятия, которые появляются вместо ликвидированных или закрытых, чутко реагируют на спрос потребителей, при необходимости, осваивая новую продукцию и технологии, и производят соответствующие изменения и корректировки. Так, опытное производство на среднестатистическом малом предприятии завершается в несколько раз быстрее по сравнению с крупными концернами.

 

Предприятия, которые появляются вместо ликвидированных или закрытых, чутко реагируют на спрос потребителей

 

Кроме того, малый бизнес выгодно отличается от крупного с точки зрения производительности труда, и это, несмотря на то, что практически в любой стране такая форма бизнеса находится в подчиненном государству положении. Преимущество малого бизнеса заключается в том, что такие предприятия могут функционировать практически в любой сфере деятельности, и хотя некоторые отрасли и производства разрешаются только государственным структурам и предприятиям, отсутствие малых предприятий в этих нишах – некритично.

 

Экономическая деятельность малых предприятий

 

Одна из ключевых особенностей малого бизнеса заключается в том, что такие предприятия являются самодостаточными и даже самостоятельными. Это касается хозяйственного, производственного и экономического аспектов. В экономическом плане это означает, что после всех обязательных платежей, включая арендную плату, налоги и прочее, оставшиеся денежные средства компания может тратить по своему усмотрению.

Малое предприятие также на свое усмотрение может планировать все виды деятельности и устанавливать цены на предоставляемые услуги или на реализуемую продукцию. Однако не всегда цены и тарифы могут устанавливаться самовольно: в некоторых случаях руководствоваться можно только предусмотренными законодательством России нормами.

 

В отличие от среднего и крупного бизнеса, которые нередко получают финансовую поддержку со стороны государства

 

В отличие от среднего и крупного бизнеса, которые нередко получают финансовую поддержку со стороны государства, подавляющее большинство малых предприятий формируют свои финансовые ресурсы на основе средств, которые поступают из нескольких источников:

 

  • Собственно прибыль предприятия;
  • Амортизационные отчисления;
  • Деньги, полученные в результате торговли ценными бумагами (в том числе – акциями);
  • Кредитные поступления;
  • Взносы членов трудового коллектива, предусмотренные уставом;
  • Другие денежные поступления, происхождение которых – легально и не противоречит законодательству Российской Федерации.

 

Хранятся денежные средства на расчетном счете любого банка на усмотрение руководства предприятия.

 

Экономические проблемы малого бизнеса в России

 

Особенности экономики малого бизнеса таковы, что чем крупнее государство, тем труднее малым предприятиям выступать в качестве основы экономики. Например, в Российской Федерации малый бизнес не играет такой роли в формировании ВВП и ВНП, как в небольших странах. В России малый бизнес – это своеобразная связующая «прослойка», которая зачастую обеспечивает бесперебойную работу промышленных гигантов.

В идеале среди основных функций малого бизнеса на первом месте стоит стимул развития экономики страны в целом. Так как малые предприятия всегда создают друг для друга условия здоровой конкуренции, то все предпосылки для этого есть. Так, будучи вынужденными привлечь внимание потребителя, такие предприятия должны постоянно работать над улучшением качества своей продукции, увеличением ассортимента и расширением торговых точек.

 

В идеале среди основных функций малого бизнеса на первом месте стоит стимул развития экономики страны в целом.

 

Но сделать это на практике получается не так легко из-за большого количества проблем и препятствий, среди которых:

 

  • Бюрократия;
  • Недостаток производственных, офисных и торговых площадей;
  • Политические проблемы;
  • Коррупция;
  • В некоторых случаях – дефицит необходимой для деятельности предприятия информации;
  • Кадровые проблемы;
  • Недоверие к малому предпринимательству.

 

Также существует и целый ряд экономических проблем. Это высокие налоги, несовершенное законодательство, инфляция, неплатежеспособность клиентов и партнеров, несовершенство банковской системы, трудности с получением кредитов или высокие процентные ставки в случае одобрения займа, отсутствие некоторых видов льгот для малого бизнеса.

 

 

Несмотря на это, способность малого бизнеса проявлять экономическую гибкость позволяет такой форме предпринимательства в целом успешно существовать. А учитывая тот факт, что государство нуждается в малых предприятиях как в источнике дохода и «поставщике» новых рабочих мест, в законодательном плане малый бизнес с каждым годом ощущает значительные послабления. В результате из всех перечисленных проблем на практике многие просто незаметны, а с течением времени ситуация все равно улучшается.

  • экономика малого предприятия
  • экономика малого бизнеса
X

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP