Основы экономики

Предмет изучения экономики — закономерности, возникающие между участниками экономической системы в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности.

Экономический анализ проводится на одном из трех уровней: микроэкономический, макроэкономический и общемировой.

Микроэкономика изучает хозяйственную деятельность в рамках отдельно взятого предприятия, отрасли либо локального рынка. Макроэкономика охватывает рынок какого-либо государства или региона. Мировая экономика изучает влияние национальных рынков друг на друга, а также темпы и тенденции развития хозяйственной деятельности в глобальном масштабе.

Структура экономики

При экономическом анализе в целях получения наиболее точных выводов должны приниматься во внимание множество факторов, степень влияния каждого из которых точно определить невозможно. Именно поэтому экономика не относится к точным наукам. С другой стороны, назвать ее полностью гуманитарной также нельзя, так как при построении экономических моделей используются математические расчеты. Структурными элементами экономики, которые подлежат анализу, являются:

  • Ресурсы, представляющие собой источники для производства товаров и услуг. Основным постулатом экономики является тот факт, что любые ресурсы ограничены, поэтому потребности общества не могут быть удовлетворены полностью.
  • Блага — те явления и объекты, которые необходимы обществу.
  • Производство — процесс создания благ из ресурсов.
  • Деньги — являются посредническим элементом, при помощи которого приобретаются и обмениваются блага.
  • Капитал — накопленные излишки благ, которые являются источникам для формирования новых благ.
  • Рынок — абстрактное либо конкретное место, где осуществляется обмен благами между участниками экономической системы.

Основные экономические понятия

Фундаментальными понятиями экономики являются спрос и предложение. Спрос означает готовность определенного количества потребителей приобрести по указанной стоимости тот или иной товар либо услугу. В первую очередь он зависит, конечно же, от цены. Тем не менее, ряд других факторов также может оказывать существенное влияние на объем спроса. Такими факторами являются:

  • предпочтения потребителей;
  • уровень дохода;
  • рекламные акции.

Предложение, в свою очередь, показывает объем товаров, который в зависимости от той или иной рыночной цены готовы произвести предприниматели.

Графики предложения и спроса представляют собой кривые, точка пересечения которых означает равновесную цену, то есть рыночную стоимость товара либо услуги, которая удовлетворяет как потребителей, так и продавцов.

Принципы рынка

Главным стимулом развития рыночных отношений является конкуренция. Благодаря ей потребители получают возможность выбора необходимого товара по той цене, которая их устроит. Отсутствие здоровой конкурентной среды может привести к появлению олигополий и монополий, которые имеют выгодное положение перед покупателями, благодаря чему могут диктовать свои условия.

Практика показывает, что конкуренция далеко не всегда формируется и развивается естественным образом. Рано или поздно между производителями либо продавцами может возникнуть сговор, из-за чего потребителям придется переплачивать за некоторые продукты либо услуги, которые могут к тому же оказаться ненадлежащего качества. В связи с этим в некоторых случаях необходимо вмешательство регулятора в те или иные экономические процессы. Таким регулятором, как правило, выступает государство.

Степень влияния государственных органов на внутреннюю экономику может быть разной. В случае если оказывается значительное влияние на хозяйственную деятельность внутри страны со стороны правительства, то такая экономика называется командно-административной. Если же влияние незначительно, то экономика считается смешанной. В чистом виде рыночная экономика в рамках государства в настоящее время не встречается.

Также существует традиционная экономика, основанная на натуральном хозяйстве и обычаях. Такой вид хозяйственной деятельности характерен для различных племен, сохранившихся до наших дней и живущих обособленно.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему