Внутренний спрос

Внутренний спрос – это одна из систем расчета в государственной экономике, которая подразумевает потребление продукции или услуг конечными потребителями. В основе внутреннего спроса лежит потребление товаров в общественном или частном секторе, а также валовые инвестиции. Для перевода внутреннего спроса в национальный продукт требуется добавить к общему объему спроса суммарный экспорт услуг и товаров, а также общий объем прибыли, отчисляемой в другие страны


Внутренний спрос оказывает существенное влияние на развитие экономики. Вот почему экономисты и правительства разных стран уделяет ему особое внимание, и активно работают над увеличением внутреннего спроса в различных секторах производства. При этом разрабатывается особая структура покрытия внутреннего спроса. К примеру, для России, Китая, США она выглядит следующим образом.структура покрытия внутреннего спроса

 

Условия внутреннего спроса

 

В истории экономики внутренний спрос часто рассматривается, как один из наследователей уже исчерпавшего себя внешнего спроса. Но в России и ряде других стран эти два фактора взаимосвязаны. В случае резкого снижения внешнего спроса под «удар» попадают и объемы внутреннего потребления. При этом далеко не факт, что внутренний спрос может продолжить самостоятельное развитие.

условия внутреннего спроса

Разработать и внедрять в производство действительно мощные и эффективные «генераторы спроса» - это одна из самых сложных задач. Причина этому – исторически сложившаяся тенденция в экономике, которая определяет корпорации и домохозяйства исключительно как зависимых от внешнего рынка «игроков».


Главная задача – это не увеличение объемов внутреннего спроса, а повышение его качества. Национальный рынок может иметь сравнительно небольшой объем, но при этом гарантировать высокий внутренний спрос. Основные факторы успеха при этом – качественная рекламная компания и высокий уровень жизни населения страны.


Хорошим показателем проблем на внутреннем рынке является экономика двух стран – Китая и России. И в первом и во втором случае рынок огромен, но спрос в большей части можно смело относить к категории неплатежеспособных клиентов. С другой стороны можно противопоставить более мелкие страны, к примеру, Швейцарию. Ее внутренний рынок, наоборот, слишком «узкий», но зато продукция страны известна на весь мир и работает в большей степени на внешний спрос (АВВ, Nestle) и так далее.

структура покрытия спроса
В условиях конкуренции чаще всего побеждают те страны, которые отдают предпочтение какому-то одному сегменту рыночной экономики и активно подстраиваются под изменчивость внутреннего спроса.


К основным условиям внутреннего спроса можно отнести:


- объем и особенности роста внутреннего спроса;
- состав спроса. Сюда можно отнести характер потребительских нужд, особенности сегментации рынка, его объем, уровень образования у покупателей, информацию о потребностях в том или ином товаре, общую населенность страны, государственные стандарты качества, объемы закупок и так далее;
- особые механизмы, благодаря которым предпочтения внутреннего рынка могут переводиться на зарубежные рынки. Это, в свою очередь, позволяет более эффективно стимулировать экономику страны.


При наступлении кризиса большое значение имеет «гибкость» экономики, которая должна подстраиваться под изменчивость внутреннего спроса. Но здесь важно обеспечить заинтересованность людей в покупке той или иной продукции, повысить общий уровень жизни, в лучшую сторону изменить финансовую ситуацию страны, улучшить покупательскую способность и так далее.


Чтобы достичь цели, необходимо не просто раздавать средства компаниям для  развития в будущем, а стараться улучшать инфраструктуру торговой сферы уже сегодня, формировать государственные заказы, строить новые заводы и создавать дополнительные рабочие места. Стоит понимать, что покупательская способность может вырасти не только за счет раздачи денег, а благодаря повышению уровня жизни людей, наличию стабильной работы и главное – достойной заработной платы. Тогда и качество внутреннего спроса существенно возрастет, а за ним и объем.

 

Стимулирование внутреннего спроса и мировая экономика

 

На данном этапе ситуацию в мировой экономики вряд ли можно назвать стабильной. При этом многие экономисты уверены, что проблема будет только усугубляться. Несмотря на развитость многих стран, глобальная экономика продолжает показывать свои слабости, шаг за шагом снижая общемировой ВВП и объемы продаж.


Многие в качестве спасения предлагают введение специального налога, исчисляемого из банковских активов. Считается, что эта ситуация сможет помочь экономике и поднять ВВП. Но здесь ситуация двояка. Развитые страны имеют соотношение банковских активов и ВВП страны в пользу первого критерия.Что касается развивающихся стран, то в них это отношение явно не дотягивает до 100%.

 

Таким образом, дополнительные налоги для увеличения объемов ВВП (до 3-4%) оказываются менее опасными для государств с развитой экономической системой. В свою очередь в развивающих странах, где уровень монетизации намного ниже, такие нововведения могут «подкосить» и без того слабый банковский сектор.


Если устанавливать единый налог на активы банковского сектора для всех стран, то в экономике развивающихся стран уровень ВВП в лучшем случае получится поднять на 0,3-05%, не более. Для бюджетов большинства стран такие изменения являются незначительными, а вот лишние затраты могут губительно сказаться на общей финансовой атмосфере в стране. В свое время подобную идеяю отвергла Канада, которая обладает сравнительно низким бюджетным дефицитом и ведет осторожную политику в банковской сфере.


Особого внимания заслуживает и сектор внутреннего спроса. Здесь есть два пути развития – сворачивать существующие программы, направленные на стимулирование потребления, или же, наоборот, активно внедрять новые. На данный момент ситуация складывается таким образом, что основным «двигателем» для мировой экономики является американский потребитель. Но так не может продолжаться долго. Правительства других стран, в том числе Германии и Японии должны совершить серьезные шаги в отношении стимулирования внутреннего спроса.


На данный момент активно обсуждаатеся вопрос уравновешивания экспорта на различных рынках. К примеру, основные экспортеры должны максимально повысить уровень расходов на внутренних рынках и меньше отравлять продукцию на экспорт. Такой ход может помочь в налаживании баланса экономики, но пока движений в этом отношении нет. Развитым странам не выгодно закрывать свои границы для своего же товара, который востребован на других рынках. В этом случая страдает экономика страны и недополучает свой ВВП.

внутренний спрос в развитых странахЧтобы увеличить внутренние расходы и поднять уровень импорта, важно достичь стабильности национальной валюты и снизить ее волательность. Но большинство стран этим не могут похвастаться. К примеру, курс японской иены уже давно расположился на высоких отметках и в последнее время ниже 100 иен за доллар не опускался. Более того, с середины прошлого года японская валюта активно падает сегодня достигла отметки в 123 иены за доллар США.


Особенность экономики Японии в том, что здесь большое значение имеют традиции и привычки населения. К примеру, если производители привыкли сберегать товар, а после этого его экспортировать, то так будет продолжаться и дальше. Культура  страны построена на базе уважения к старшим, поэтому молодые специалисты получают много меньше. Максимального пика заработной платы можно дождаться только к 50 годам или и того позже.


Люди в возрасте стараются придерживаться консервативных взглядов и действуют в том направлении, которое действительно работает. Они реже обновляют свой гардероб, редко меняют автомобили и довольствуются имеющимся мобильным телефоном. Получается, что основные потребители, которые могут обеспечить внутренний спрос, уже все имеют. В свою очередь молодежь, которая могла бы поднять данный параметр на новый уровень, еще не имеет столь высокого уровня заработной платы.


Большая проблема японской нации – общее старение населения. Большая часть японцев – это люди за 40, которые уже имеют все, что необходимо. Сложно убедить людей, что для стимулирования экономики необходимо постоянно что-то покупать. У Японии просто нет другого выхода, как экспортировать свою продукцию – это единственный способ поддерживать свою экономику и ВВП.

импорт, экспорт и торговый баланс Японии
Аналогичным образом ситуация вкладывается и в Германии. Немцы хорошо работают, любят дорогие автомобили и умеют хранить деньги. В ближайшие годы здесь также не планируется резкого увеличения потребительских расходов, ведь одна из основных проблем страны – большой профицит счета платежных операций. При этом перераспределение средств происходит таким образом, что большая часть капитала «вырывается» для поддержки других стран, к примеру, Греции.


На фоне регулярного снижения евро перспектив ближайшего повышения уровня внутреннего спроса в Германии и роста объемов импорта пока нет. Власти Германии могли бы рассмотреть возможность повышения внутреннего спроса за счет внутренних бюджетных средств, но это не дают сделать фундаментальные правила Маастрихстских соглашений, которые действуют для всех стран Евросоюза. Следовательно, давать рекомендации странам Евросоюза повышать объемы импорта и подавлять экспорт некорректно.


Не будут изменять своим привычкам и жители США. Для них такие шаги, как повышение налога на топливо для получения дополнительных «вливаний» в бюджет страны также неуместны. Граждане США привыкли ездить на дешевом топливе и покупать большие автомобили. В 2015 году планируется повышения роста ВВП всего на 2,3%, что намного меньше планируемых 2,7-2,9%. В таких условиях никто не пойдет на риск. «Пузырь» спроса в США как раздувался, так и продолжит это делать в ближайшие годы.

структура ВВП США
Но такая ситуация не будет продолжаться долго. Рано или поздно власти США придут к выводу, что необходимо жить по средствам и переставать искусственно стимулировать внутренний спрос. Как только это произойдет, начнется активная коррекция всей системы потребления США. В нынешних же условиях добиться роста внутреннего потребления почти нереально.


Активным бюджетным стимулированием занимается и правительство КНР, которое ставит своей целью снизить объемы внешнего спроса. Именно благодаря этому стране удалось в последние годы сохранять столь высокие темпы роста ВВП. С другой стороны ситуация с Китаем не однозначна, ведь темпы роста ВВП в последние два года снижаются.

рост ВВП в Китае
Особое внимание стоит уделять отношению инвестиций и ВВП страны. Повышение этого коэффициента на фоне, когда нет реального ускорения темпов роста, говорит о низкой эффективности экономики страны и мощных дисбалансах в потребительской сфере. В один момент становится понятно, что объемы финансовых вливаний из-за рубежа слишком велики, а сами вложения имеют минимальную эффективность.

 

В упомянутых выше случаях неизбежной становится коррекция в форме экономического кризиса (последний может быть сильным или мягким). Для решения проблем приходится отказываться от «лишних» инвестиций и заниматься повышением внутреннего спроса. При этом важно достигнуть идеального баланса между экспортом, внутренним потреблением и внешними инвестициями.

 

Внутренний спрос и конкурентоспособность рынка

 

Одними из главных характеристик внутреннего спроса являются объем, характер роста и структура (качество), которые непосредственным образом влияют на конкуренцию внутри страны. Именно через внутренний спрос передается необходимая информация о предпочтениях людей в плане потребительских товаров, перспектив расширения внутреннего спроса и конъюнктуры в целом. Рост популярности товаров одной из отраслей дает явный сигнал о необходимости повышения инвестиций.

 

Увеличение платежеспособности спроса является основой увеличения общих объемов производства, а также уровня занятости в стране. В свою очередь, резкое снижение спроса может привести к уменьшению объемов выпуска той или иной продукции. Проблемы с продажей товара за наличные деньги приводит к повышению количества операций в виде бартера. При этом инвестиции становятся необоснованными и приводят к еще большим расходам.


Цена внутреннего спроса – это своеобразный индикатор интереса потребителей к тем или иным товарам. Именно через цену потребители принимают участие в конкурентной борьбе производителей продукции. Покупатель является суверенной личностью, то есть при покупке того или иного товара он руководствуется только своими пожеланиями и опытом. Имея на руках деньги, он вступает во взаимоотношения с производителями продукции и вынуждает их следовать своим «прихотям». Таким способом рождается мощная конкурентная борьба между различными отраслями экономики.


У каждого участника рынка свои интересы. Задача потребителя – приобрести качественный товар, а продавца - изготовить и продать его. Но оба участника процесса не могут существовать друг без друга. Система конкуренции действует таким образом, что ценовая политика устанавливается почти автоматически. Коррекция происходит до тех пор, пока интересы всех участников рынка не будут учтены в полной мере. При этом потребители приводят свои возможности в соответствие с запросами производителей, а последние выстраивают структуру производства для удовлетворения общественных потребностей.

конкурентоспособность российской экономики и внутренний спрост
Задача механизма конкуренции – эффективное устранение противоречий между частной формой покупки и общественным характером изготовления продукции. В свою очередь объем внутреннего спроса непосредственным образом оказывает влияние на конкурентоспособность не только отдельных производителей, но экономики страны в целом. Низкий уровень экономики и слабая платежеспособность людей делает нецелесообразным повышение производственных мощностей и увеличение объемов выпуска продукции. Итог – снижение объемов производства и падение уровня ВВП.


По-другому ситуация развивается, если доходы населения возрастают и увеличивается спрос. В этом случае формируются все предпосылки для увеличения объема инвестиций, повышения экономического роста, роста конкурентоспособности и внутреннего спроса. Но для достижения таких целей необходимо выполнение двух условий:


- производительность труда должна увеличиваться быстрее, чем объем роста зарплаты людей. В противном случае снижается конкурентоспособность и рентабельность производства. Впоследствии это может привести к остановке процесса инвестирования;
- обязательная модернизация отраслей экономики и переориентация на внутренний рынок.


Но пока добиться равновесия удается не всем странам, в том числе и России, где сырьевая ориентация экономики и практически полное отсутствие конкурентоспособности делает внутренний спрос единственной надеждой на дальнейший рост экономики.

 

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

  • внутренний спрос
  • условия внутреннего спроса
  • внутренний спрос и конкурентоспособность рынка

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти или зарегистрироваться
UP