Структура информационного рынка
Разумеется, не вся информация становится частью информационного рынка. Экономическая ценность определяется степенью востребованности в той или иной сфере человеческой жизнедеятельностью. В структуре информационного пространства выделятся следующие виды информации
- Образовательная информация (все виды образовательных услуг, начиная от дошкольного, заканчивая высшей школой и профессиональными курсами).
- Профессиональная (Научно-техническая, узкоспециализированная для различенных сфер деятельности, первоисточники).
- Деловая (статистика, коммерческая документация, финансовые, биржевые, экономические новости и аналитика).
- Потребительская и развлекательная (литература, новости, журналистика, кино, телевидение и т.д).
- IT (Информационные технологии и системы, программный продукт, консалтинговые услуги, создание и внедрение технических средств, создание источников информации
- Рекламные технологии.
Нужно понимать, что практически не существует информации, которая относится только к одной группе. Однако только одна группа из перечисленных выше определяет конечную стоимость информации.
Пример структуры информационного рынка.
Участники информационного рынка
Вертикальная структура информационного рынка состоит из трех уровней:
- Производство.
- Распространение.
- Потребление.
К производству относится поиск, сбор, обработка, изучение, анализ, создание информационного продукта.
Распространение информации происходит в зависимости от ее вида, это могут быть Интернет СМИ, образовательные учреждения, статистические и консалтинговые организации, а также специальные компании, которые нацелены на поиск конфиденциальной информации и/или экономический шпионаж.
Потребитель не всегда покупатель!
Потребление информации происходит на всех уровнях. Причем в случае с информационным рынком распространение информации не обязательно связано с актом купли-продажи. Основной массив информации представленной в СМИ и сети Интернет нацелен на привлечение и удержание внимания Целевой аудитории. Она, в свою очередь, вместе с развлекательной информацией потребляет рекламный, или какой-либо другой продукт, рассчитанный на воздействие, на массовое сознание.
Этот продукт и является предметом сделки купли-продажи между распространителем информации и третьей стороной (например, компанией продвигающей на рынок новый товар). Таким образом, потребитель информации не всегда является субъектом коммерческих отношений.
В этой связи по способу потребления информацию также можно разбить на несколько групп:
- Распространяется бесплатно (СМИ, интернет). Оборотные средства получаются за счет средств рекламодателей, а также платы за информационную поддержку частных и государственных проектов и отчисления из различных фондов.
- Распространяется по подписке (платные СМИ, подписные кабельные канала, научная и деловая периодическая литература, отдельные сайты или услуги в Интернете). Получение дохода от подписки, а также способами, описанными для первой группы.
- Свободная продажа информации (Книги, СМИ, альманахи, ПО, IT и т.д). Получение дохода от каждой единицы проданного продукта. В отличие от подписки, при которой абонент оплачивает еще не созданный информационный продукт, при обычных продажах, производитель и распространитель берет на себя все риски связанные с проектом.
- Образовательные услуги. В этом случае конечным продуктом является не информация, а конкретные теоретические и практические навыки потребителя, а так же их аттестация. Таким образом, процесс распространения информации частично совмещен с ее созданием.
Заказ информационного продукта (заказ статистики, поиск информации в закрытых источниках, создание уникального программного продукта, консалтинговые услуги, аналитика и т.д). Персональные услуги, стоимость которых определяется компетенцией и репутацией производителя.
Глобальное информационное поле
Потребление информационных услуг процесс непрерывный. В любой момент времени человек потребляет информацию, поддерживая коммуникацию с окружающим миром. Однако из-за перенасыщенности информационного поля, и постоянного количества роста игроков, возможность получения стабильного дохода, становятся все более ограниченными.
Виды коммерческой деятельности внутри информационного рынка
В настоящее время главным конкурентом коммерческой информации на информационном рынке является бесплатный контент в сети интернет, а также пиратская продукция. Для того чтобы информация стала доходом необходимо соблюсти три условия:
- Эксклюзивность – информацией обладает только один или небольшое количество игроков на рынке.
- Скорость – наибольшую прибыль получает тот, кто способен получать и передавать быстрее других.
- Защищенность – только качественная защита и охрана информации позволяет соблюсти первые два правила.
Среди направлений деятельности на информационном рынке можно выделить следующие:
СМИ и реклама.
- Продюсерская и издательская деятельность.
- Искусство (литература, кино, театр и т.д.).
- Научная и образовательная деятельность.
- Конслатинг, аналитика и статистика.
- Создание программного обеспечения и IT – технологии.
- Интернет сайты и блоги.
- Поиск информации в закрытых источниках и защита информации и другие узкоспециализированные виды деятельности.
Не существует такого вида деятельности, которой в той или оной степени не был бы вовлечен в информационный рынок. Обмен информации это основа любой человеческой жизни, а значение Информационного рынка в общем экономическом пространстве будет только возрастать.