Открытие собственного бизнеса может оказаться непосильной задачей для начинающего предпринимателя, особенно при отсутствии профильного образования. Необходимо составлять бизнес-план, искать инвесторов и арендаторов – все это может занять много времени и в результате ни к чему не привести. Более надежным вариантом считается покупка уже готового и функционирующего предприятия – такой ход избавит от необходимости проектирования и может оказаться эффективным вложением. Впрочем, и эта схема имеет свои недостатки.
Плюсы и минусы покупки готового бизнеса
Преимущества и недостатки приобретения работающего предприятия можно оформить в одну схему:
Так, начнем рассмотрение с преимуществ:
- 1. Все процессы отлажены. Бизнес уже работает, есть база клиентов и постоянные поставщики.
- 2. Изначальные расходы известны. Продавец назначает цену – покупатель ее выплачивает. Все просто по сравнению с открытием новой фирмы, когда спрогнозировать сумму необходимых вложений можно лишь приблизительно.
- 3. Наличие репутации. Если есть репутация, есть и постоянные клиенты – как известно, потребители не стремятся менять устоявшиеся предпочтения.
- 4. Доход с первых дней. Купив бизнес, предприниматель может строить планы на прибыль с первого дня (основывая прогноз на данных предыдущих периодов). Это также выгода по сравнению с открытием своего дела, когда слишком много факторов остаются неизвестными.
При всех этих преимуществах у покупки бизнеса есть и ряд недостатков:
- 1. Невозможно оценить проблемы компании. Стоит подумать, зачем действующему владельцу фирмы продавать ее, если она успешно функционирует. Риск столкнуться с «подводными камнями» очень велик – покупатель может лишь в общих чертах предполагать, что он покупает, и никакие бухгалтерские документы не дадут ему полной информации.
- 2. Сопротивление организационным переменам. Сотрудники привыкают к старому руководителю и стиль управления нового воспринимают в штыки. Для России такая проблема особенно актуальна – тогда как на Западе само должностное положение руководителя воспринимается как источник авторитета, в нашей стране большее внимание уделяется неформальному общению. Руководитель должен быть лидером не только по должности, но и по характеру, иначе придется подбирать новый коллектив.
О других «подводных камнях» расскажет это видео:
На что нужно обратить внимание при покупке бизнеса?
Перед тем как заключать сделку с продавцом, обязательно следует задать ему следующие вопросы:
- Находятся ли оборудование, мебель и прочие активы в собственности бизнеса? Нужно попросить продавца показать документы, подтверждающие, что внеоборотные активы организации куплены или арендованы. Особое внимание стоит уделить такому незаметному на первый взгляд аспекту, как программное обеспечение - продавец должен показать лицензию на ПО.
- Находятся ли крупные единицы оборудования на гарантии? Если гарантия, например, на компьютеры вышла, покупатель имеет полное право поторговаться с продавцом и, весьма вероятно, преуспеет в этом.
- Защищена ли интеллектуальная собственность (имеются ли патенты)? Помочь выяснить это может ведомство по интеллектуальной собственности, а также любой юрист.
- Наличествуют ли контракты с поставщиками активов? С помощью контрактов можно выяснить базовую (первоначальную) стоимость активов и уже на ее основании производить оценку их нынешней стоимости.