Дефицит товарный

Нехватка на рынке конкретного вида продукции из-за превышения спроса над предложением.

Чаще всего такая ситуация возникает в странах с плановой экономикой, когда государство является главным регулятором рыночных отношений. Обычно это является следствием установления жестких цен на товары и характеризуется негативными последствиями для экономики государства. Такая ситуация приводит к усилению инфляционных процессов и возникновению черного рынка со спекулянтами, предлагающими дефицитный товар по высокой цене.

Особенности товарного дефицита

Дефицит товара можно рассматривать не только для экономики всей страны в целом, но и конкретного сегмента рынка — отрасли производства, конкретного предприятия или определенной зоны (территории). В странах с рыночной экономикой может возникнуть недостаток товара, однако риск подобного сценария развития событий намного ниже, что обуславливается эластичностью спроса и предложения, а также наличием большого числа игроков (поставщиков). Чаще всего дефицит товара становится следствием неправильного ведения бизнеса:

  • установление слишком низкой цены при высоком спросе;
  • ошибки в плане прогнозирования продаж;
  • несогласованность в работе отделов снабжения и сбыта;
  • слишком сильное влияние рекламы, в результате действия которой население может быстро раскупить конкретный товар;
  • плохо налаженная система логистики;
  • санкции и эмбарго, количественное ограничение какого-либо товара в стране/области/регионе (квотирование).

Иногда причинами возникновения дефицита конкретного товара становятся экологические и социальные факторы, форс-мажорные обстоятельства (к примеру, начало систематических отключений электроэнергии может спровоцировать резкий рост спроса на генераторы и фонарики). Однако такой дефицит носит кратковременный характер и быстро исчезает за счет активности других субъектов рыночных отношений.

Благодаря современным маркетинговым приемам, используемым в странах с хорошо развитыми рыночными отношениями, риски товарного дефицита удалось свести к минимуму. Систематический анализ спроса/предложения и более точные методы расчета востребованности товаров и услуг позволили добиться того, что недостатка в товарах практически не возникает. Это также обуславливается стремлением субъектов рыночных отношений извлекать прибыль, поэтому поставщики заинтересованы в том, чтобы полки их магазинов никогда не пустовали.

Историческая справка

В СССР существовал дефицит товаров народного потребления, что обуславливалось недостаточным финансированием легкой промышленности и чрезвычайно высокими расходами на военную и тяжелую промышленность. Опыт социалистического режима показал, что при всем желании правительства, в условиях плановой экономики невозможно точно просчитать спрос на товары из-за их большого разнообразия. Как результат, в стране практически постоянно существовал кризис недопроизводства, что сильно тормозило развитие страны, приводя к отставанию в жизненно важных отраслях экономики.

С целью недопущения дефицита тех или иных товарах важно анализировать спрос и предложение, вести статистику и грамотно прогнозировать потребности населения исходя из рыночной ситуации. Для этого правительство страны должно проводить грамотную экономическую политику, ограничивая свое вмешательство в свободные рыночные отношения.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему