Возвратная пошлина – это сумма пошлин, уплаченных при ввозе товара на территорию РФ, которые подлежат возврату при вывозе экспортного товара.
Возникающие обязательства при ввозе товара на территорию РФ
Ввоз практически любой продукции на территорию Российской федерации подлежит обложению налогами и пошлинами. Данная форма государственного контроля применяется с целью поддержания стабильности и здравой конкуренции на отечественном рынке.
Существуют два вида пошлин: ввозная и вывозная. Кроме того, законодательством предусмотрены такие денежные выплаты, как НДС и акцизный сбор. Средства, полученные вследствие принятия таких начислений, распределяются между местными и государственным бюджетами.
Прошение о возврате уплаченных пошлин
Согласно Таможенному кодексу РФ, плательщики пошлин и прочих взносов имеют право на возврат уплаченных средств. Нередки случаи, когда контролирующим органом могут быть рассчитаны суммы, превышающие фактический обязательный платеж. Любое лицо имеет право на подачу жалобы о чрезмерном количестве начисленных обязательств. При рассмотрении такой заявки и повторном перерасчете необходимой к оплате пошлины, ответственный орган может выявить факт неправомерного завышения суммы выплаты. В таком случае, плательщику могут быть возвращены деньги в форме возвратной пошлины.
Сроки рассмотрения прошения
Законодательством установлены четкие сроки рассмотрения такого прошения, более того, эти сроки касаются и возврата необходимых денежных средств. Вся процедура не должна занимать более месяца с момента подачи жалобы и всех необходимых сопутствующих документов.
Штрафные санкции и порядок проведения выплаты по возвратной пошлине
Важно отметить, что закон предусмотрел и штрафные санкции для контролирующего органа, выражающиеся в форме постоянно начисляющихся процентов к общей сумме выплаты. Практическое действие данной нормы сомнительно, ведь таможенный орган при отсутствии средств может всяческим образом затягивать процедуру принятия заявки плательщика.
Валютой, в которой производится возврат излишне начисленных таможенных пошлин, является валюта РФ. Для удобства, плательщик может указать любой счет в банке, на который в дальнейшем получит ранее несправедливо взысканные средства. Кроме того, возвратная пошлина может быть использована для погашения других обязательств плательщика перед государством (штрафов, пеней и пр.).
Таможенный залог
В определенных случаях, в качестве гаранта выполнения своих обязательств, плательщик может оставлять таможенному органу денежный залог. Фактически, это взнос, который уплачивается перед ввозом товара или иной продукции на территорию РФ. Суть заключается в том, что залог выступает пошлиной (суммой, которой невозможно рассчитать, пока товар не достигнет границы). После того, как будет осуществлена фактическая оценка продукции, высчитывается пошлина, и залог может вернуться плательщику, либо ему нужно будет доплатить недостающие деньги.
В первом случае, при возврате средств плательщику, речь идет о пошлине возвратной. Залог может быть выплачен назад в том случае, если плательщик выполнил все необходимые обязательства перед контролирующим органом. Интересен тот факт, что для инициации процедуры возврата данных средств необходимо участие плательщика. Государство не намерено лично расставаться с невостребованными деньгами, указывая, что такие суммы, по истечению трех лет со дня исполнения обязательства, будут переводиться в федеральный бюджет.
Практика применения нормы о возвратной пошлине
Конечно, сотни граждан постоянно сталкиваются с проблемой неправильной уплаты пошлины, и успешно возвращают свои деньги. Однако, стоит сказать, что в законодательстве существуют некоторые неувязки, которые помогают органу, рассматривающему прошение, всячески затруднить эту процедуру, вплоть до полного отказа о возврате средств плательщику.
Во-первых, во власти таможенного органа находится обязанность о проверке сопутствующих документов. А, поскольку точные формы некоторых из них не указаны законодателем, данный орган может затягивать процедуру рассмотрения прошения плательщика, ссылаясь на, якобы, неверное оформление некоторых бумаг.
Помимо этого, несмотря на существование штрафных санкций для того же органа таможни, практическая реализация этой нормы также затруднена. Поскольку, обладая специальным статусом, таможенный орган, как и любая другая административная единица, имеет четкие рамки собственных бюджетов и программу их реализации, и потому денег на уплату не только штрафов, но и самого обязательства перед плательщиком, может просто и не быть.