Информационная индустрия является чрезвычайно быстро развиващейся отраслю экономики. Она предусматривает сбор, распространение и передачу абсолютно всех видов информации.
Классификация информационной индустрии
Специалисты разделяют вышеуказанную индустрию на два вида
- технологическую;
- симулятивную.
Основным смыслом и целью деятельности информационной индустрии является:
- преобразование данных,
- переработка информационных ресурсов,
- обеспечения условий доступа потребителей к нужной информации.
Следует отметить, что производство информационного, а не материального, продукта на сегодняшний день становится движущей силой развития любого общества, а последнее, в свою очередь, становится более информативно емким.
Специалисты обращают внимание, что развитие и прогресс всех секторов экономики напрямую зависит от развития информационной индустрии. Например, прирост национального дохода в развитых государствах на 60 % обеспечивается инновационным потенциалом (то есть новыми технологиями), только на 10 % - трудом, на 15 % - природными ресурсами, на 15 % - капиталом.
Структура информационной индустрии
Информационная индустрия включает в себя:
- производство информации;
- производство вычислительной техники.
Очень важными составляющими информационной индустрии являются разные виды информационных технологий, а особенно телекоммуникации. Первые представляют собой процесс, который активно использует совокупность методов и средств сбора, обработки и передачи данных для получения новой качественной информации о состоянии явления, объекта или процесса. Телекоммуникации предусматривают осуществление дистанционной передачи информации на основе компьютерных сетей и современных технических средств.
В структуру информационной индустрии входят:
- производители базы данных – организации, которые осуществляют первичный сбор информации и переводят ее в машиночитаемую форму;
- интерактивные службы – операторы или организации, что имеют интерактивный доступ к базе данных, то есть те, кто разрабатывает и эксплуатирует автоматизированную базу данных;
- межсистемные интерфейсы или шлюзы (владельцы сетей ЭВМ и телекоммуникационных средств) – организации, которые предоставляют доступ к автоматизированным базам данных;
- телекоммуникационные службы;
- пользователи, что в свою очередь делятся на промежуточных пользователей (то есть посредников) и конечных пользователей (посредники – информационные центры, библиотеки, брокеры - оказывают своим клиентам сервис по информационному поиску).
Главные потребители продукта информационной индустрии
Основными потребителями услуг вышеуказанной индустрии сегодня являются:
- коммерческие организации (торговые и промышленные предприятия) - примерно 82 % от общего объема;
- правительские и государственные учреждения – около 8 %;
- некоммерческие организации - примерно 8 %;
- индивидуальные пользователи – около 1 %;
- профессиональные организации – примерно 1 %.
Деятельность информационной индустрии направлена на полное удовлетворение специфических потребностей своего потребителя в информационном продукте в следующих направлениях:
- потребность в деловой информации (экономической, политической, биржево-финансовой, коммерческой, статистической, деловых новостей);
- потребность в информации для профессионалов (юридической, правовой, научно-технической и инженерной);
- сектор массовой и потребительской информации (литература и новости, услуги на основе современных средств коммуникации).