Понятие чистой конкуренции
Чистая конкуренция - это конкуренция, при которой происходит взаимодействие немалого количества компаний, которые производят стандартную и однотипную продукцию. В условиях чистой конкуренции каждое предприятие может стать участником рынка.
На рис. 1 изображены графики функционирования рынка (б) и отдельной компании (а) в условиях чистой конкуренции.
Рис. 1. Графики чистой конкуренции
Производитель не в силах запрашивать цену выше той, которая сложилась на рынке, поскольку покупатели могут свободно приобрести такой же товар по рыночной цене, но у других производителей.
Исходя из этого, видим, что рынок совершенной конкуренции представлен как рынок, на котором устанавливают одну и ту же цену на одну и ту же продукцию.
Для создания условий чистой конкуренции необходимо:
- достаточно большой круг участников хозяйственных взаимоотношений, находящихся в свободной конкуренции;
- совершенно свободный доступ к проведению любых видов деятельности, в сфере хозяйствования, и для всех ее участников;
- иметь достаточное количество производственных факторов, которые можно назвать мобильными;
- неограниченный уровень передвижения капиталов;
- высокий уровень информированности на рынке, то есть о норме прибыли, об уровне спроса, предложения и т.п.;
- условия для создания абсолютно однородных и однотипных товаров (без использования торговой марки);
- минимальное вмешательство государственных властей в деятельность рынка;
- отсутствие монополий (присутствие единственного продавца) и монопсоний (присутствие единственного потребителя).
Характерные черты чистой конкуренции
Основными характерными свойствами чистой конкуренции считают:
- 1) Неограниченное количество товаропроизводителей на рынке, которые независимы друг от друга. К примеру, рынки сельскохозяйственной продукции, фондовые биржи или иностранные валютные рынки.
- 2) Производство и реализация стандартной и однотипной продукции.
- 3) Незначительный уровень контроля над ценообразованием на рынке чистой конкуренции. Так как каждое предприятие в силах производить достаточно небольшую долю от общего количества произведенной продукции, поэтому повышение или снижение объемов выпуска не окажет весомого влияния на общий уровень предложения, следовательно, и на процесс ценообразования тоже. Конкурентные компании не вправе устанавливать цену на рынке, они могут лишь примириться с ней.
- 4) Участники рынка чистой конкуренции могут с легкостью не только войти в него, а также и выйти. Поскольку здесь не существует каких-либо законодательных или технологических норм, которые могли бы стать препятствием для создания новых предприятий в этой сфере.
Необходимо сказать, что на практике не выполняются большинство всех условий и характеристик свободной конкуренции, именно поэтому осуществление своей деятельности в условиях совершенного рынка невозможно. Большинство реальных рынков действуют в условиях монополистической конкуренции.