Конкуренция недоброосвестная – это любые противоречащие нормам законодательства методы, направленные на получение преимуществ в сфере продаж услуг или товаров. Часто такие методы противоречат не только юридическим законам, но и нормам морали, корпоративного и делового этикета, гуманности и добропорядочности. Используя недобросовестные методы ведения хозяйственной деятельности, частный предприниматель, таким образом, наносит вред (ущерб) другим субъектам рынка и производственной сферы.
Критерии недобросовестных методов хозяйствования
1) Такие методы могут быть реализованными только с помощью активной сознательной деятельности субъекта, то есть пассивное поведение субъекта невозможно. Следует различать понятия «недобросовестная конкуренция» и «монопольная политика», так как монополии, в отличие от недобросовестных предпринимателей, действуют в рамках закона.
2) Такие действия, помимо того, что нарушают юридический порядок хозяйственной деятельности, но и имеют негативное отражение касательно деловой репутации и взаимоотношений с фирмами – конкурентами.
3) Только субъекты официально зарегистрированной предпринимательской деятельности могут выступать в качестве субъектов недобросовестной конкуренции. Это могут быть как отечественные, так и иностранные юридические лица, имеющие коммерческий интерес в сфере торговли и производства.
4) Цель реализации недобросовестных методов хозяйствования – получение определенных бонусов, которых не имеют фирмы, занимающиеся аналогичной деятельностью.
5) Негативными последствиями действия недобросовестной конкуренции для конкурентов являются такие, как испорченная деловая репутация и финансовый ущерб. При чем для юридического обозначения факта правонарушения касательно недобросовестной конкуренции достаточно лишь косвенного создания условий, которые могут спровоцировать вышеупомянутые негативные последствия.
Проявление недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция чаще всего проявляется таким образом:
- Разглашение ложных сведений, которые могут нанести в результате компании, фирме, предприятию финансовые убытки по причине падения спроса на производимый ими товар.
- Различные методы, способствующие понижению деловой репутации компании-конкурента в деловых кругах.
- Распространение ложной информации среди потребителей относительно качества товаров.
- Рекламное сравнение товаров собственного производства с товарами, которые выпускает фирма–конкурент. Это является некорректным.
- Недобросовестная конкуренция на рынке предполагает использование результатов чужой интеллектуальной деятельности, которые были добыты незаконными методами.
- Разглашение секретов производства фирмы–конкурента, а так же нюансов производства некачественной продукции под логотипом фирмы–конкурента и т. д.
Суть недобросовестной конкуренции
Суть недобросовестной конкуренции состоит в том, что она направлена на поднятие собственной репутации за счет подавления репутации конкурента нечестными методами. Такие методы и формы недобросовестной конкуренции противоречат действующим законным актам Российской Федерации и влекут за собой юридическую ответственность. Их перечень, приведенный выше, далеко не исчерпывающий. Более детально особенности и виды недобросовестной конкуренции раскрывает статья 10 Закона о недобросовестной конкуренции. Использование недобросовестных методов ведет к снижению уровня продаж фирмы–конкурента, понижению её финансовых доходов и, соответственно, за счет этого наблюдается повышение собственных доходов методом заполучения потребительского круга.