Рыночная цена

Средняя арифметическая цена предложенной услуги или товара на конкретном рынке в определенное время.

Рядом с рыночной ценой ставят равновесную цену, но эти понятия отличаются. Равновесная цена — стоимость, сформированная при равновесии спроса и предложения.

Виды

  • свободные цены — формируются в зависимости от состояния рынка, цена устанавливается самим продавцом, повлиять на нее может потребитель, государство при этом не вмешивается в процесс;
  • договорные цены — устанавливаются контрагентами при взаимном согласии с продавцом до того момента, когда совершается купля/продажа товара или услуги (в документации будет указано о том, как именно будет формироваться цена, а также условия для ее пересмотра при необходимости);
  • регулируемые цены — для сгруппированных товаров государство устанавливает ценовой лимит, превышать который нельзя не при каких условиях (в рыночной экономике регулирование цен распространяется на услуги и товары первой необходимости);
  • цены, которые устанавливает государство — подобные цены устанавливаются и изменяются исключительно государственными субъектами.

Виды цен в зависимости от области торговли:

  • оптовые цены — в соответствии с этими ценами товар реально может быть продан в условиях оптовой торговли. В РФ по таким ценам производители продают свою продукцию посредникам или предприятиям;
  • розничные цены — по ним товар будет продан покупателю в условиях розничной торговли;
  • тарифы на использование конкретной услуги — цены формируются в зависимости от оплаты коммунальных и бытовых услуг (использование телефона, интернета и т.д.);
  • аукционные и биржевые цены — образуются в условиях свободного формирования цен или на биржевых площадках.

Рыночная стоимость имеет различные виды, и, помимо тех цен, которыми управляет государство, все остальные категории имеют одно сходство: они могут поддаваться коррективам в зависимости от стечения определенных обстоятельств на рынке. Все виды не только имеют закономерность, но и оказывают влияние и на продавца, и на покупателя, а также на их взаимную заинтересованность в покупке/продаже продукции. Чтобы разобраться в их взаимодействии, стоит обратиться к закону спроса.

Закон спроса

Спрос — ничто иное как готовность потребителя отдать определенную сумму на удовлетворение образовавшейся потребности. Стоит понимать, что спрос нельзя считать потребностью, поскольку если он будет испытывать нужду, но не иметь средств на ее удовлетворение, то субъект не будет обладать покупательским спросом.

На спрос влияют различные человеческие факторы, среди которых индивидуальные вкусы клиента, мода, степень необходимости и т.д., при этом рынок нередко дает покупателю возможность альтернативного выбора, благодаря которому он ищет один и тот же товар по сниженной стоимости, что помогает сэкономить, а затем удовлетворить следующую свою потребность.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему