Индекс прибыльности

Индекс прибыльности – финансовый аналитический инструмент, позволяющий оценить варианты развития бизнеса, его окупаемость и рентабельность.

Часто можно встретить и другие обозначения: индекс доходности или рентабельности, но суть остается одна.

Оценка бизнес-плана

Перспективность инвестиционного проекта определяется по многим параметрам, но для быстрой оценки можно отталкиваться от четырёх основных показателей:

  • Норма доходности
  • Чистая прибыль
  • Индекс прибыльности
  • Период окупаемости

Каждый из этих показателей должен быть рассчитан и описан в финансовой главе бизнес-плана. Только после скрупулезного анализа полученных данных инвест-проект можно прогнозировать перспективность проекта в целом.

Принципы расчета

Profitability Index (PI) — относительный показатель, определяющий соотношение величины будущего финансового потока к первоначальным инвестициям.

Например. Инвестор изначально вложил в формирование бизнес-проекта 100 тыс. руб. Через заданный временной интервал капитализация проекта составила 110 тыс. руб. Соотношение 110/100=1,1 и является индексом прибыльности.

В этом заключается основное различие PI от чистой прибыли (NPV), которая не учитывает размеры первоначальных инвестиций, а показывает размеры маржи в абсолюте, что не служит индикатором реальной рентабельности проекта. Если для получения маржи в 10 тыс. инвестору необходимо было вложить 100 тыс. руб., то индекс составил 1,1, что считается неплохим показателем. Если бы изначальные вливания были в размере 10 тыс., а итоговый капитал 20 тыс., то чистая маржа была бы те же самые 10 тыс., но индекс составил бы 20/10=2,0, что можно считать великолепным и сверхдоходным результатом. При изначальных инвестициях в 1 млн. и получением дохода 10 тыс., индекс равнялся бы 1,01, что не может считаться очень хорошим показателем.

Формула расчета PI

Расчет PI можно отобразить в виде:

PI=PV/CI

PI — Индекс прибыльности;

PV — Итоговый капитал через заданный временной или иной интервал;

CI — Объем первоначальных инвестиций.

По сути, с помощью индекса прибыльности предприниматель может оценить размеры конкретной прибыли, которую приносит каждый вложенный в бизнес рубль.

Анализ индекса прибыльности

При быстром анализе оценить индекс относительно просто:

  • PI > 1. Инвестиции эффективны. Инвестированные средства приносят доход. Чем выше PI, тем больше отдача.
  • PI < 1. Проект убыточен. Инвестиции не окупаются.
  • PL примерно равен 1. Проект не считается прибыльным, но и не является убыточным. Ценность такого бизнеса зависит от многих сопутствующих факторов.

Зачастую предприниматели вынуждены вкладываться в заведомо убыточные проекты для поддержания основного бизнеса. Это могут быть организации обслуживания, ремонта, логистики, снабжения, исследовательские лаборатории, аналитические центры и т. д. Сама по себе новая компания по основным показателям будет считаться убыточной, но она необходима для успешного функционирования основного и более крупного предприятия.

Использование программ

Подавляющее большинство бизнесменов в своей текущей работе и на этапе составления бизнес-плана используют обычную программу Excel, задавая в таблице формулу расчета индекса рентабельности.

Программа позволяет разбить величину PI по временным интервалам, что важно при:

  • сезонности бизнеса;
  • отсроченности получения прибыли во времени;
  • неоднородности объёма вливаний;
  • разных значениях PI в периодах.

Например. В апреле PI=0.8, в июле — 1,7, а в октябре опять 0,8. Большую часть времени работа приносит только убытки, но суммарный PI за весь период составляет (0,8+0,8+1,7)/3=1,1, что расценивается как неплохой результат.

Расчет PI позволяет инвестору учитывать одновременно множество факторов, оказывающих влияние на бизнес: ставки ЦБ, колебания курсов, изменения цен на сырье, комплектующие и прочие сопутствующие затраты, сезонность, возможность дополнительного инвестирования или, наоборот, временной приостановки вливаний и т.д. Приведенная формула является принципиальной, т. е. дает возможность оценить перспективность инвестиций в целом, но для более детального анализа необходимо составлять уже более сложные таблицы, учитывать множество дополнительных и промежуточных факторов, проводить анализ рынка и конкурентов, маркетинговые исследования.

Поделиться
Отправить

Статьи на эту тему