Общие сведения
Транспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность транспортных средств и инфраструктуры действующей на территории страны. Транспортная сеть России – одна из наиболее обширных в мире, она включает в себя:
- Железнодорожные пути сообщения – 87 тыс. км;
- Автомобильные дороги с твердым покрытием – 984 тыс. км;
- Пути метрополитена – 0.514 тыс. км;
- Троллейбусные линии – 5.3 тыс. км;
- Трамвайные пути – 2.5 тыс. км;
- Воздушные линии – 600 тыс. км;
- Речные судоходные пути – 115 тыс. км;
- Магистральные нефте- и газопроводы – 210 тыс.км.
За 2014 год валовой внутренний продукт в отрасли составил 70 975.8 млрд. рублей. По итогам прошедшего года, в федеральный бюджет, в виде налогов было перечислено 544 207.6 млн. руб.
За 2014 год всеми видами транспорта в Российской Федерации было перевезено 7 982 млн. тонн грузов. По сравнению с 2013 годом, этот показатель уменьшился на 3.4%. В целом количество грузовых перевозок в 2014 было самым низким за последние 4 года, во многом этому поспособствовали введенные против РФ санкции и уменьшение товарооборота, как внутри страны, так и на международном уровне.
Второй важный критерий оценки работы транспортной системы – грузооборот. Этот показатель представляет собой произведение общей массы перевезенных грузов за какой- либо временной промежуток на расстояние перевозки. Измеряется в тонно-километрах. Пример: Расстояние между портами «А» и «Б» составляет 200 км., за отчетный период времени грузовые суда перевезли 2 млн. тонн грузов. Следовательно, грузооборот на этом участке морского пути составил 400 млн. тонно-километров. По итогам 2014 года грузооборот всех видов транспорта составил 5 077 млрд. тонно-километров. Это на 7 млрд. тонно-километров меньше чем в прошлом году.
Что касается работы пассажирского транспорта, то за 2014 год всеми видами транспорта было перевезено 19.52 млрд. человек. Этот показатель самый низкий за последние 5 лет. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров сократилось на 100 млн. человек. Что интересно, львиная доля от этого количества приходится на трамвайный транспорт – 78 млн. человек.
А вот показатель пассажирооборота за 2014 год, наоборот самый высокий за последние годы. Этот параметр рассчитывается аналогично грузообороту, только вместо тонн перевезенных грузов, расчетной единицей является количество перевезенных пассажиров. Единица измерения – пассажиро-километр. В 2014 году общий пассажирооборот по всем видам транспорта составил 554.6 млрд. пассажиро-километров.
На конец 2014 года, в транспортной отрасли России работало 2 181 766 человек. Больше всего занятых в этой сфере в Центральном и Приволжском Федеральных округах – 516 тыс. и 367 тыс. человек соответственно. А наименьшее количество работников транспортной отрасли в Северо-Кавказском Федеральном округе – всего 31 379 человек. Распределение работников, по видам транспорта имеет следующий вид:
- Магистральный ж/д транспорт – 686 тыс. человек;
- Промышленный ж/д транспорт – 58 тыс. человек;
- Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию – 202 тыс. человек;
- Трамвайный транспорт – 56 тыс. человек;
- Троллейбусный транспорт – 63 тыс. человек;
- Метрополитен – 61 тыс. человек;
- Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта – 62 тыс. человек;
- Автомобильные грузоперевозки – 283 тыс. человек;
- Морской транспорт – 15 тыс. человек;
- Внутренний водный транспорт – 33 тыс. человек;
- Воздушный транспорт – 86 тыс. человек;
- Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность – 574 тыс. человек.
В среднем по транспортной отрасли, за 2014 год, заработная плата составляет 40 627 рублей. Но распределена она очень неравномерно. Так, например, самая большая средняя зарплата у транспортников Дальневосточного Федерального округа – 52 тыс. рублей. А самая скромная у работников транспорта Северо-Кавказского Федерального округа – около 22 тыс. рублей. По итогам 2014 года среднемесячная заработная плата в транспортной сфере выросла на 7.3% по отношению к предыдущему году.
Разница в размере заработной платы в различных транспортных отраслях еще больше, чем колебания зарплаты между Федеральными округами. В разрезе территории, максимальная заработная плата превышает минимальную в 2.3 раза, а по отраслям этот показатель достигает 3.9. Средняя зарплата по отраслям выглядит следующим образом:
- Воздушный транспорт – 93 тыс. руб.
- Метрополитен – 56 тыс. руб.
- Морской транспорт – 51 тыс. руб.
- Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность – 42 тыс. руб.
- Магистральный ж/д транспорт – 41 тыс. руб.
- Промышленный ж/д транспорт – 39 тыс. руб.
- Внутренний водный транспорт – 36 тыс. руб.
- Автомобильные грузоперевозки – 34.5 тыс. руб.
- Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта – 31.5 тыс. руб.
- Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию – 27.5 тыс. руб.
- Троллейбусный транспорт – 27.2 тыс. руб.
- Трамвайный транспорт – 23.8 тыс. руб.
Стоимость грузовых перевозок в 2014 году выросла в среднем на 1% по сравнению с 2013. А средний индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 108.3%. Больше всего подорожали услуги авиатранспорта – на 14.8%, услуги метрополитена на 9.5% и стоимость проезда в пригородных маршрутах железнодорожного транспорта – на 9.3%. Меньше всего подорожание коснулось проезда в маршрутных такси – подорожание на 3% и стоимости поездки в купейном вагоне – подорожание на 3.5%.
Железнодорожный транспорт
Общая протяженность железнодорожных путей в Российской Федерации составляет 87 тыс. км., это третий показатель в мире после США и Китая. Из этого количества 52%, то есть чуть более 45 тыс. км. составляют электрифицированные ж/д пути. Это наилучший показатель в мире. А в целом, в мировой железнодорожной сети, российские железные дороги занимают 7.5% от общего количества, при этом население РФ составляет приблизительно 2.2% от мирового, а территория занимает 11.4% земной поверхности.
Железнодорожная сеть РФ имеет одно характерное отличие – ширину колеи. До 1970 года, расстояние между рельсами в СССР составляло 1524 мм, после чего в соответствии с указом правительства, ширина колеи была уменьшена до 1520 мм. Этот стандарт действует и поныне, а такая колея именуются «русской» и функционирует она на территории стран бывшего СССР.
Доминирующей в мире является, колея шириной 1435 мм. Эта колея является международной и все скоростные железнодорожные линии имеют такую ширину. Кроме этого в мире распространены узкоколейные дороги с шириной колеи 1000 мм и 1067 мм. Первый тип преобладает в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Боливии, а второй в Японии, Индонезии, странах Южной Африки, Новой Зеландии. Железнодорожные сети Индии, большей части Австралии, Аргентины и Пакистана имеют широкую колею – 1676 мм.
Грузовые железнодорожные перевозки в Российской Федерации имеют самый большой грузооборот среди всех видов транспорта. На долю ж/д транспорта приходится около 85% всего грузооборота страны. По этому показателю Россия значительно опережает все ведущие мировые державы. Такая популярность железнодорожного транспорта связана с его дешевизной по сравнению с автомобильным. А водный транспорт, хотя и имеет более низкую стоимость, в условиях сурового российского климата может эксплуатироваться только 6-7 месяцев в году. Средняя стоимость перевозки грузов по железной дороге в России составляет 18 USD за 1000 тонно-километров, в США этот показатель составляет 22 USD.
Большой грузооборот в железнодорожном транспорте достигается за счет больших расстояний, на которые доставляются грузы. В среднем грузы доставляются на 1 573 км. А наибольшее расстояние транспортировки имеет кокс для металлургической промышленности, в среднем его доставляют на расстояние 2 453 км. Среднее расстояние перевозки различных видов груза:
- Кокс – 2 435 км.
- Каменный уголь – 2 327 км.
- Химические и минеральные удобрения – 1 620 км.
- Нефть и нефтепродукты – 1 574 км.
- Зерно и продукты помола – 1 567 км.
- Лес и пиломатериалы – 1 541 км.
- Черные металлы – 1 446 км.
- Руды металлов – 1041 км.
- Лом черных металлов – 877 км.
- Цемент – 764 км.
- Минеральные стройматериалы – 754 км.
Структура грузовых железнодорожных перевозок выглядит следующим образом:
Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом подразделяются на пригородное сообщение и сообщение дальнего следования. Стоимость перевозок по пригородным маршрутам и маршрутам дальнего следования рассчитываются по различным тарифам. Из общего количества пассажирооборота, маршруты дальнего следования занимают около 70% всех пассажиро-километров, а пригородные и внутригородские – 30%.
Российский рынок железнодорожного транспорта полностью монополизирован. 99% железнодорожных магистралей и объектов инфраструктуры принадлежит государственной акционерной компании «Российские железные дороги». Ей принадлежит более 91 % всех локомотивов, а также около 25 % всех грузовых вагонов. А в общем, вагонный парк Российской Федерации насчитывает около 1 200 тыс. единиц.
РЖД – крупнейший российский работодатель, в 2014 году в компании работало около 900 тысяч человек. По данным за 2013 год суммарный оборот ОАО «Российские железные дороги» составил – 1 376 млрд. рублей, чистая прибыль оценивается в 740 млн. рублей.
Общее количество локомотивов ОАО «РЖД» насчитывает 20 619 единиц, при этом эксплуатируется 14 400 единиц, остальная техника находится в ремонте или ожидает списания. Наибольшее количество локомотивов используется для грузового движения – 7 133 единицы. Из всего локомотивного парка электровозы составляют 50.4% - 10 401 шт., тепловозы – 49.6%, то есть 10 218 шт.
Помимо грузовых и пассажирских перевозок, которые осуществляются железнодорожным транспортом общего пользования, в структуру российского ж/д хозяйства входит промышленный железнодорожный транспорт. Перевозка грузов промышленным железнодорожным транспортом включает в себя грузы, которые были перевезены по подъездным путям промышленных предприятий и являются суммой грузов полученной и переданной на железные дороги общего пользования. Грузооборот промышленного ж/д транспорта составил 31.5 млрд. тонн-километров, а в общем было перевезено 3.2 млрд. тонн. В общем грузообороте всех ж\д перевозок в 2014 году, который составил 2 299 млрд. тонно-километров, доля промышленного ж/д транспорта менее 1%. А в общем количестве перевезенных грузов, доля промышленного ж/д транспорта составила 2.3%.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт имеет самые большие показатели по количественной перевозке грузов и пассажиров. В 2014 году на его долю пришлось 68% всех перевезенных грузов и 60 % всех пассажиров. Но в отличие от ж/д транспорта дальность грузоперевозок автотранспортом не очень большая, в среднем она составляет 44.4 км.
Такая большая популярность автотранспорта вызвана его мобильностью. Ведь доставка любого груза конечному потребителю, как правило, осуществляется автомобилем. Сеть российских автомобильных дорог с твердым покрытием превышает длину железнодорожных магистралей в 11.3 раза, а если посчитать и грунтовые дороги, то превышение достигнет пятнадцатикратного размера.
Кроме этого, в связи с развитием навигационных спутниковых технологий, значительно эффективней стала логистика автоперевозок. Теперь с помощью спутниковых систем, выбираются оптимальные маршруты следования и машина всегда под контролем оператора-логиста. В России используются американская спутниковая система навигации GPS и отечественная разработка – ГЛОНАСС.
Автомобильный парк Российской Федерации на начало 2014 года насчитывал 48 369 тыс. штук. Из них на долю легковых автомобилей приходилось 41 428 шт., что в процентном соотношении составляло 85.6%. Грузовых автомобилей насчитывалось 6 050 тыс. штук или 12.5% от общего числа. Автобусный парк состоял из 890 тыс. машин, что равняется 1.9% от общего количества.
Несмотря на то, что автомобильный парк страны с каждым годом возрастает, так по сравнению с 2000 годом количество легковых автомобилей увеличилось более чем в 2 раза, а грузовых в 1.5, большая часть российского автотранспорта имеет возраст эксплуатации более 10 лет. Особенно большая доля старых авто в сегменте грузовых автомобилей – 58.1% от общего количества.
Из всего числа автотранспортных средств, 43 231 тыс. штук находится в собственности граждан. Наибольший процент частных авто, в категории легковые автомобили – 94.7%, грузовых автомобилей в частной собственности – 58.6% от общего числа, автобусов – 49.5%.
По итогам 2013 года, индивидуальными предпринимателями России занятых в сфере грузовых перевозок, было перевезено 143.6 млн. тонн грузов, что составило 2.5% от общего количества грузоперевозок. В собственности предпринимателей находятся автомобили грузоподъемностью:
- До 999 кг. – 731 шт.
- От 1 000 до 2 999 кг. – 4 847 шт.
- От 3 000 до 4 999 кг. – 2 906 шт.
- От 5 000 до 6999 кг. – 2 256 шт.
- От 7 000 до 8 999 кг. – 2 677 шт.
- Свыше 9 000 кг. – 16 241 шт.
Грузооборот перевозок осуществленных в 2013 году ИП составил 42.8 млрд. тонно-километров, что составляет 17.1% от всего грузооборота автотранспорта РФ.
Пассажирские грузоперевозки подразделяются на внутригородские, пригородные, междугородные и международные. На начало 2014 года в России существовало:
- Пригородных маршрутов – 10 374 шт.
- Внутригородских – 6 746 шт.
- Междугородных – 3 108 шт.
По итогам 2014 года на междугородных маршрутах было выполнено 3.2 млн. рейсов, на пригородных маршрутах – 36.7 млн. рейсов, на внутригородских – 124.9 млн. рейсов. Всего было перевезено 11 551 млн. человек, при этом основная часть на внутригородских маршрутах.
Автомобильный транспорт – это самый небезопасный вид транспорта. По итогам 2014 года, в Российской Федерации было зафиксировано около 200 тыс. дорожно-транспортных проишествий. За прошедший год в авариях на автомобильных дорогах погибло 27 тыс. человек. Для сравнения, в результате различных проишествий во всех других видах транспорта, за 2014 год погибло 72 человека.
Городской электрический транспорт
Городской электротранспорт – единственный вид транспорта, который используется только для перевозки пассажиров. К этому виду транспорта относятся трамваи, троллейбусы и метрополитен.
За 2014 год, всеми видами городского электротранспорта было перевезено 6 791 млн. человек, что составляет 34.78% от общего количества. Общий пассажирооборот равен 56.8 млрд. пассажиро-километров, это 10% от всероссийского.
Общая протяженность эксплуатационных линий городского электротранспорта на начало 2014 года составляла 8. 314 тыс. км. При этом необходимо отметить, что трамвайный транспорт в России имеет отрицательную динамику развития, количество подвижного состава и протяженность трамвайных путей, с каждым годом уменьшается. Тогда как протяженность троллейбусных линий и линий метрополитена с каждым годом увеличивается.
Трамвайный парк в России на начало 2014 года составлял 8.2 тыс. единиц. Из них находящиеся в эксплуатации – 5,16 тыс. единиц. Коэффициент использования вагонного парка составляет 0.63. 81% российских трамваев эксплуатируются более 10 лет.
Общее количество троллейбусов на начало 2014 года – 10.8 тыс. штук. Это самый обширный парк, среди всех видов городского электротранспорта. В эксплуатации находятся 7.12 тыс. единиц – 66% всего подвижного состава. Троллейбусный парк имеет наибольшее количество техники эксплуатирующейся менее 10 лет – 49% от общего числа.
Российский метрополитен на начало 2014 года имел в своем распоряжении 6.9 тыс. вагонов. Из них эксплуатировалось 5.1 тыс. Метрополитен имеет наибольший коэффициент использования вагонного парка – 0.74.
Троллейбус – это самый распространенный вид городского электротранспорта. В 2014 году 85 городов в стране имели троллейбусное сообщение. Для трамвая этот показатель составляет – 61, плюс 4 города (Волгоград, Ижевск, Старый Оскол, Усть-Илимск) имеют линии скоростного трамвая способного развивать скорость до 80 км/час. Метрополитен есть в 7 городах Российской Федерации. Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород.
За один год троллейбусами выполняется 38.5 млн. рейсов, трамваями 24.2 млн. рейсов, поездами метрополитена – 5.9 млн. рейсов. По всей стране на начало 2014 года действовало 845 троллейбусных и 553 трамвайных маршрута. Общее количество станций метрополитена на начало 2014 года в России – 316 шт. Из них 196 входят в структуру Московского метрополитена, а 67 в структуру метрополитена Санкт-Петербурга. В процентном отношении, этих двух городах расположено 83.2% всех станций метро, в Москве – 62%, в Санкт – Петербурге – 21.2%. Общая протяженность линий метрополитена Москвы и Санкт-Петербурга – 441.02 км, что составляет 85.8 от общероссийского. На долю Москвы приходится 63.7%, Санкт-Петербурга – 22.1% от общей протяженности линий.
Водный транспорт
Водный транспорт Российской Федерации разделяют на морской торговый флот и речной флот. Общее количество грузов перевезенных водных транспортом по итогам 2014 года – 134 млн. тонн. Из них на долю речного флота приходится 115 тонн, что составляет 85.8% всех водных перевозок.
Общее количество морских торговых судов Российской Федерации на начало 2014 года составляло 2 757 штук. Из них:
- Нефтеналивные – 396 шт.
- Прочие наливные – 26 шт.
- Нефтенавалочные – 26 шт.
- Рудовозы и навалочные – 13 шт.
- Для генеральных грузов – 569 шт.
- Грузопассажирские – 8 шт.
- Контейнерные, баржевозы – 7 шт.
- Рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда – 31 шт.
- Рыболовные – 852 шт.
- Пассажирские – 48 шт.
- Суда обеспечения – 39 шт.
- Буксиры – 327 шт.
- Земснаряды – 11 шт.
- Ледоколы – 31 шт.
- Научно-исследовательские – 73 шт.
- Прочие – 300 шт.
Больше всего в торговом флоте РФ рыболовных судов, они составляют 30.9% всех судов. Второе место у судов предназначенных для перевозки генеральных грузов, то есть грузов перевозимых в упаковках, их количество составляет 20.6% всего флота. Нефтеналивные суда и буксиры составляют 14.3 и 11.8% соответственно.
Речной флот России, по количеству судов, превосходит морской торговый флот в 6.7 раз. На начало 2014 года общее количество речных судов составляло – 18 493 шт., из них самоходных 11 036 (59.6%) и 7 457 (40.4%) барж и других несамоходных судов. Самоходные суда имеют следующую структуру:
- Пассажирские и грузопассажирские – 1 325 шт.
- Сухогрузы – 839 шт.
- Наливные – 604 шт.
- Буксирные – 3 645 шт.
- Нетранспортные – 4 623 шт.
Несамоходные речные суда состоят из 3 469 сухогрузных, 638 наливных и 3 350 нетранспортных.
По итогам 2014 года грузооборот водного транспорта составил 104 млрд. тонно-километров. Из них на долю морского транспорта пришлось 32 млрд. тонно-километров. Это на 7.5 млрд. тонно-километров меньше чем в 2013 году. Чуть менее половины всех грузов (49.7%) было перевезено в заграничном плавании. Из них 63.8% - экспортируемых товаров, 10.8% импортируемых товаров и 25.4% товаров перевезено между иностранными портами. Структура товаров отправленных морских транспортом выглядит следующим образом:
- Нефть и нефтепродукты – 20.5%
- Каменный уголь и кокс – 17.4%
- Лесные грузы – 12.5%
- Металл и металлолом – 7.2%
- Химические и минеральные удобрения – 3.1%
- Машины и оборудование – 2.7%
- Строительные грузы и цемент – 2.7%
- Зерно и продукты помола – 2.6%
- Руда – 2.1%
- Промышленное сырье – 1.5%
- Прочие грузы – 27.7%
Грузооборот речного флота РФ в 2014 году составил 72 млрд. тонно-километров. По сравнению с 2013 годом эта цифра уменьшилась на 8.1 млрд. тонно-километров. Структура перевезенных грузов выглядит так:
- Строительные грузы и цемент – 58.3%
- Нефть и нефтепродукты – 14.3%
- Лесные грузы – 5%
- Зерно и продукты помола – 3.6%
- Металлы и металлолом – 2.8%
- Каменный уголь и кокс – 2.3%
- Химические и минеральные удобрения – 1.6%
- Прочие грузы – 12.1%
Водный транспорт в России практически не используется для перевозки пассажиров, по итогам 2014 года морскими и речными судами было перевезено всего около 15 млн. пассажиров. На долю морского транспорта приходится 2 млн. человек, на долю речного 13 млн. пассажиров. Структура морских пассажирских перевозок выглядит так:
- Заграничное плавание – 0.1%
- Каботажное плавание – 16.1%
- Пригородное плавание – 83.8%
Внутренние пассажирские перевозки, осуществляемые речным флотом РФ, по сравнению с 2013 годом остались на прежнем уровне. Структура речных перевозок по количеству перевезенных пассажиров выглядит следующим образом:
- Международные – 3.8%
- Дальнего следования – 6.9%
- Пригородные – 28.3%
- Внутригородские – 31 %
- Переправы – 30%
Россия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей. Их общая протяженность 115 тыс. км. Самым важным для речного судоходства является Волго-Камский бассейн на него приходится более 40% грузооборота всего речного транспорта. Еще одним важным судоходным районом в европейской части России является бассейн Северной Двины. В Сибири основные судоходные пути располагаются на реках Обь, Енисей, Лена и их притоках. Обь судоходна на протяжении 3 600 км, Енисей – около 3 300 км, Лена – 4 000 км. Эти водные артерии играют важную роль в обеспечении многих районов Сибири, так как сеть железных дорог в этом регионе слабо развита.
Береговая линия Российской Федерации составляет 37 653 км., это второй показатель в мире после Канады. Россия имеет выход в бассейны трех океанов и имеет крупные морские порты на 6 морях. Крупнейшие порты России:
- Азовское море – Ростов-на-Дону. Грузооборот – 10.36 млн. тонн.
- Черное море – Новороссийск. Грузооборот – 116.13 млн. тонн.
- Черное море – Севастополь. Грузооборот – 4.8 млн. тонн.
- Черное море – Туапсе. Грузооборот – 19.3 млн. тонн.
- Балтийское море – Приморск. Грузооборот – 75.12 млн. тонн.
- Балтийское море – Санкт-Петербург. Грузооборот – 60 млн. тонн.
- Японское море – Восточный. Грузооборот – 38.35 млн. тонн.
- Японское море – Ванино. Грузооборот – 19 млн. тонн.
- Японское море – Находка. Грузооборот –15 млн. тонн.
- Баренцево море – Мурманск. Грузооборот – 25.68 млн. тонн.
- Белое море – Архангельск. Грузооборот – 4.26 млн. тонн.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт – самый скоростной вид транспорта, который также имеет самый большой пассажирооборот среди всех видов транспорта – 241.4 млрд. пассажиро-километров. Конечно, этот показатель достигнут в основном из-за расстояния, на которое доставляются пассажиры, ведь в общем объеме, авиаперевозки занимают предпоследнее место. За 2014 год авиатранспортом было перевезено 95 млн. человек. По грузовым перевозкам удельный вес авиатранспорта составляет менее 1%, за прошедший год было перевезено 1.3 млн. тонн, а грузооборот составил – 5.2 млрд. тонно-километров.
Общее количество воздушных судов России составляет 6.6 тыс. Из них примерно половина самолетов отечественного производства. Отечественные воздушные суда используются в основном для грузовых перевозок, тогда как зарубежные самолеты осуществляют перевозку пассажиров. По итогам 2013 года наибольшее количество пассажиров было перевезено самолетами марки А-320 – 19.8% внутренних перевозок и 19.5% международных.
По итогам 2014 года международные пассажирские авиаперевозки составили 51.6% от общего количества. Было перевезено 48 млн. пассажиров из них в страны СНГ – 7.2 млн. человек, то есть около 14.7%. На долю внутренних пассажирских перевозок приходится –48.4%, что составляет 45 млн. человек. Что касается перевозки грузов, то доля международных перевозок составила 71%, внутренних – 29%.
Как показывает статистика, в Российской Федерации каждый год увеличивается число пассажиров воздушного транспорта. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров воздушным транспортом увеличилось на 10.4%. При этом увеличилась средняя загрузка самолетов на 0.3%, теперь этот показатель в среднем составляет 79.8%. На международных рейсах процент занятости пассажирских кресел в 2014 году составил – 81.9%, а на внутренних перевозках – 76.4%.
На российском рынке действуют более 100 авиакомпаний, но на долю крупнейших шести приходится более 66% всех перевезенных пассажиров и около 77% пассажирооборота воздушных перевозок России. Лидером отрасли является компания Аэрофлот – по итогам 2014 год ее пассажирооборот составил 67.12 млн. пассажиро-километров, это около 28% от общего показателя. Второе место занимает авиакомпания Трансаэро – 47 млн. пассажиро-километров, на третьем – ЮТэйр – 20.2 млн. пассажиро-километров. Другие крупнейшие авиакомпании: Сибирь, Северный ветер, Уральские авиалинии, Россия имеют пассажирооборот около 13 млн. пассажиро-километров.
По состоянию на 2014 год, Россия занимает 5 место в мире по количеству аэропортов. Общее число российских аэропортов с грунтовым и твердым покрытием насчитывает 1 218. А лидером по этому показателю являются США – 13 513 различных аэропортов. Также Россию опережают Бразилия (4 093), Мексика (1 714) и Канада (1 467). Больше всего пассажиров в России обслуживают аэропорты Москвы – более 77 млн. пассажиров (данные за 2014 год). Самым крупным российским аэропортом является московский аэропорт Домодедово. Ниже представлен рейтинг крупнейших российских аэропортов по количеству обслуженных пассажиров:
- Москва (Домодедово) – 33.04 млн. пас.
- Москва (Шереметьево) – 31.36 млн. пас.
- Санкт-Петербург (Пулково) – 14.26 млн. пас.
- Москва (Внуково) – 12.73 млн. пас.
- Екатеринбург (Кольцово) – 4.47 млн.пас.
- Новосибирск (Толмачево) – 3.83 млн. пас.
- Краснодар (Пашковская) – 3.42 млн. пас.
- Сочи (Адлер) – 3.06 млн. пас.
Ещё об экономике России читайте на Answr