Лоббизм – деятельность общественных и политических групп, коммерческих организаций, а также отдельных лиц по оказанию давления на депутатов и представителей органов государственной власти с целью принятия законодательных актов, выгодных этим группам, организациям и лицам (лоббистам).
Работа лоббистов заключается в отстаивании интересов отдельных субъектов в государственном аппарате с помощью различных методов.
Методы лоббизма
- Выступления на слушаниях комитетах парламента, участие в обсуждениях законопроектов;
- Собственная разработка проектов нормативных актов;
- Личные встречи, переговоры и письменное контактирование с должностными лицами, работниками различных ветвей власти;
- Финансирование избирательных кампаний;
- Проведение социологических исследований, их обработка и распространение полученных результатов;
- Организация массовых писем от избирателей в адрес депутатов и чиновников;
- Внедрение «своих» лиц в органы власти;
- Подкуп должностных лиц.
История происхождения
Понятие «лоббизм» произошло от слова lobby (англ.), что в переводе означает «кулуар», «фойе».
Политологи убеждены, что лоббизм существовал в Англии уже в XVII веке. В те времена члены парламента выходили после заседания в коридор, где их встречали заинтересованные лица.
В более современном политическом смысле лоббизм появился в Америке в конце 20-х годов XIX столетия. В эти годы у власти находился президент У.Грант, любивший отдыхать со своей командой помощников в вестибюле (лобби) гостиницы Willard. Об этом очень быстро узнали бизнесмены и всевозможные просители, которые стали приходить в отель, чтобы в непринужденной обстановке пообщаться с правящей элитой. Предприниматели старались заручиться законодательной поддержкой государственных служащих, рассказывая о проблемах в своей деятельности и предлагая собственные пути их решения. Естественно, такая поддержка осуществлялась за определенную сумму денег со стороны бизнесменов.
Изначально подобная американская практика «покупки» законов осуждалась другими странами, однако в XX веке термин «лоббизм» позаимствовало большинство развитых государств.
Постепенно подобных просителей (лоббистов) становилось все больше, поэтому они стали объединяться в группы в зависимости от своих интересов.
В 1946 году в США был принят закон, согласно которому лоббизм признавался родом деятельности и требовал определенной процедуры регистрации профессиональных лоббистов у секретаря сената. Лоббисты стали обязаны четыре раза в год под присягой представлять отчеты соответствующим органам о всех денежных средствах, полученных и израсходованных на лоббистские цели. При всем при этом закон строжайше запрещал откровенный подкуп уполномоченных лиц государственного аппарата.
В 1979 году лоббизм в Америке окончательно сформировался как политический институт. Подтверждением этому стало создание в 1979 Американской Лиги Лоббистов, существующей по сей день. Ее целью было общественное признание профессии лоббиста и пропаганда значимости Лиги в законодательном процессе.
В том же 1979 году лоббизм неофициально появился в ЕЭС – Европейском экономическом сообществе, которое с 1994 года носит название Европейский Союз. Это было связано с образованием крупных группировок предпринимателей, таких как «Европейский круглый стол промышленников», Европейская группа предприятий, а также Комитет по промышленности Европейского союза. Именно эти организации представляли собой мощные лоббистские структуры, продвигавшие собственные бизнес-интересы на европейском уровне через своих представителей в руководящих органах ЕЭС.
Официально вопрос о лоббистской деятельности в Европейском экономическом сообществе был поднят в 1989 году представителем Дании. Итогом рассмотрения этого вопроса стало принятие в 1997 году Кодекса поведения лоббистов, который действует до сих пор.
Помимо этого документа, члены Евросоюза должны придерживаться целого ряда официальных рекомендаций, касающихся лоббистской деятельности. Эти рекомендации направлены на то, чтобы системы регулирования лоббизма в странах Евросоюза не были чрезмерно строгими.
Таким образом, в большинстве зарубежных стран четко прослеживается тенденция узаконивания и упорядочения лоббистской деятельности на законодательном уровне.
Виды лоббизма
В зависимости от ветви власти (направления деятельности):
- Законодательный;
- Исполнительный;
- Судебный.
В зависимости от применяемых методов:
- Легальный – не предусматривает нарушений законодательных актов;
- Нелегальный – с нарушением закона (чаще всего речь идет о коррупции).
По объектам воздействия:
- Правительственный – разработка органами исполнительной власти законопроектов, поступающих на рассмотрение в законодательные органы;
- Парламентский – принятие законов, удовлетворяющих интересы определенной группы людей.
По целям воздействия:
- Экономический – осуществление давления на органы власти с целью принятия определенных законодательных актов и экономических мер;
- Социальный – осуществление давления на процесс принятия решения должностными лицами для удовлетворения социальных интересов определенных групп людей;
- Социокультурный – осуществление давления на должностных лиц с целью принятия законодательных актов, удовлетворяющих социальные и культурные потребности отдельных групп людей.
В зависимости от уровня власти:
- Федеральный – лоббизм осуществляется в системе высших органов государственной власти;
- Местный - лоббизм осуществляется в органах власти субъектов страны.