Ликвидационная стоимость – это максимальная цена, по которой организация может быть продана в случае экстренной ликвидации, то есть за ограниченный период времени. Она всегда меньше номинальной. Важно отметить, что под ликвидационной стоимостью понимают именно максимальную цену, по которой предприятие может быть реализовано. Нередко компании продаются по стоимости еще ниже, однако, это недостаток системы управления.
Ликвидационная стоимость зависит от множества факторов и структуры предприятия, она требуется при банкротстве или срочной продаже. Оценкой ликвидационной стоимости занимаются частные эксперты или специальные организации.
Важное условие появления ликвидационной стоимости – непредвиденные обстоятельства, повлиявшие на предприятие или рынок. Кроме банкротства ликвидационная стоимость может рассчитываться и в качестве предупредительной меры.
Основные внутренние и внешние факторы, от которых зависит ликвидационная стоимость
- Временной период для продажи. Его еще называют сроком экспозиции. Цена компании прямо пропорциональна срокам, выделенным для продажи. Чем меньше экспозиция – тем меньше стоимость. Сроки определяются исходя из множества факторов, в первую очередь учитывается спрос и также тип предприятия.
- Положение компании на рынке и экономическая ситуация в определенном сегменте.
- Привлекательность для потенциальных покупателей. Обычно она зависит от уровня оснащения предприятия и состояние средств производства.
- Важно учитывать субъективные факторы.
В каких случаях требуется экспертная оценка:
- Банкротство или реальная угроза его возникновения.
- Случаи, когда прибыль предприятия заведомо ниже, чем прибыль от продажи. Тогда производится процедура ликвидации, которая позволяет сохранить часть средств. Сюда же относятся ситуации резкой смены конъюнктуры рынка, когда производственный процесс становится дорогостоящим.
Если предприятие проводит оценку ликвидационной стоимости, это не обязательно свидетельствует о последующей продаже. Это предупредительная мера на случай чрезвычайных ситуаций.
Методики оценки ликвидационной стоимости
Существует два основных метода – косвенный и прямой. Выбор методики зависит от типа предприятия, результаты расчетов могут незначительно отличаться при использовании разных подходов.
- Метод прямого расчета. Основан на сравнении основных характеристик предприятия. В первую очередь, анализируется объем продаж в компании и у конкурирующих организаций. Затем оценивают основные показатели производства и на основе полученных данных делают вывод об оптимальной стоимости. При применении этой методики мало внимания уделяется срокам экспозиции, зато он дает представление о том, насколько ликвидационная стоимость меньше среднерыночной цены на такую компанию.
- Косвенная методика расчета подразумевает выделение ликвидационной стоимости на основе рыночной. Сначала рассчитывается номинальная цена, а затем отдельно определяют величину скидки, связанную со сроком экспозиции. Главное затруднение при применении данного метода заключается в расчете скидки, так как она зависит от множества факторов, в том числе субъективных. Согласно статистическим данным на российском рынке средняя величина скидки составляет примерно 20-50%. Косвенный метод применяется в основном экспертами, так как необходимо четко представлять тенденции рынка, чтобы рассчитать адекватную стоимость вынужденной продажи.
Расчет ликвидационной стоимости в кризисных условиях
Существует практика продажи производств по рыночной цене в условиях стабильного рынка. При возникновении кризиса на реализацию влияют дополнительные факторы, которые значительно снижают стоимость. Основная сложность в том, что в кризисные периоды невозможно получить достоверные статистические данные для расчета. Поэтому в условиях нестабильной экономической ситуации часто прибегают к косвенному методу. Точность оценки ликвидационной стоимости зависит от компетентности экспертов.